Главная страница

Поиск по названию:


Рабочая программа курса информатики для начальной школы: " Информатика 3 4"




НазваниеРабочая программа курса информатики для начальной школы: " Информатика 3 4"
страница1/4
программы
Дата конвертации22.12.2012
Размер0.55 Mb.
ТипРабочая программа курса
  1   2   3   4
Муниципальное образовательное учреждение – Теренгульская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа

курса информатики для начальной школы:
" Информатика 3 - 4"


А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко

Учитель информатики : Куратова В.В.

Теренгуль, 2011 год


Составитель программы:

Куратова Виктория Викторовна,

учитель математики МОУ - Теренгульская СОШ второй

квалификационной категории.
Программа рассмотрена на заседании методического объединения, 13.09.2011 г.
Руководитель МО:_____________/В.В.Куратова /
Программа согласована с заместителем директора по учебно-воспитательной работе «15» _сентября_2011г

Зам. директора по УВР _____________/Незнахина И.В./

Утверждена директором МОУ – Теренгульская СОШ

«16» _сентября_2011г
Директор школы _____________/А.П.Мартыновский/

1. Пояснительная записка

Цели, задачи и особенности изучения информатики в начальной школе       

Информационная революция, современниками которой мы являемся, диктует новые требования к содержанию образования, в том числе и в начальной школе. Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – от телефонов, справочников, стиральных машин и до компьютеров и Интернета, становятся все более разнообразными и требуют от человека не просто навыков работы с конкретными устройствами, но развития более универсальных умений и навыков, позволяющих быстро сориентироваться, быстро освоиться в новой среде, начать эффективно использовать новые средства коммуникаций или технологическую новинку. Поэтому особую актуальность сегодня приобретает информационная культура и ее важный компонент – ИКТ-компетентность (информационная и коммуникационная компетентность).
Формирование основ информационной культуры в соответствии с новым Федеральным государственным стандартом начального образования должно начинаться уже на первом этапе школьного образования, в начальной школе. В основе нового стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, в частности, отвечающих требованиям информационного общества. Три основных навыка, соответствующие традиционному содержанию начального образования – читать, писать, считать – в соответствии с новыми стандартами должны быть расширены для формирования грамотности нового типа, включающей в себя и основы ИКТ-компетентности. Имеется в виду расширение понятий чтения (активный поиск всех разновидностей и типов информации, ее восприятие и анализ); письма (создание информационных объектов различных типов, установление связей (ссылок) между различными объектами, организация информации надлежащим образом); и счета (проектирование и конструирование объектов и действий; различные построения, в том числе логические, в графических и телесных средах, естественным образом представляющие основные объекты теории вычислений и математики конечных объектов).
Новый стандарт образования ориентирует процесс обучения не только и не столько на получение определенной суммы знаний, сколько на освоение учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться, способность к саморазвитию. При этом большую часть межпредметных связей в начальной школе может взять на себя информатический компонент и стать центром формирования у учащихся метапредметных универсальных учебных действий.

Курсы "Информатика 1–4" и "Информатика 3–4"

Курсы "Информатика 1–4" и "Информатика 3–4" во многом схожи по содержанию. Основное различие состоит в учёте различия возрастных особенностей учащихся 1 и 3 класса. В зависимости от устройства учебного плана образовательного учреждения, начать работать с курсом можно в любом классе начальной школы, и специально для этого разработано несколько вариантов планирования (см. ниже). При этом если планируется начать работу в первом классе, следует выбрать курс "Информатика 1–4", если в третьем или четвёртом – курс "Информатика 3–4". Если начало работы предполагается во втором классе, выбор курса зависит от уровня подготовленности класса: возможно выбрать и тот, и другой вариант. Так в национальных школах (где русский язык не является родным), а также в классах со слабой подготовкой, лучше использовать курс "Информатика 1 – 4". В сильных и подготовленных классах можно работать с курсом "Информатика 3 – 4" и во втором классе.
Дальше речь пойдет о курсе в целом, а различия между вариантами "Информатика 1–4" и "Информатика 3–4" будут использованы в разделе планирований.

Принципы построения курса

Курс ориентирован на системно-деятельностный подход к обучению. Такой подход реализован в курсе путем создания особой обучающей среды, в пределах которой ребенок полностью компетентен (за счет владения системой инструментов, правил и ограничений) и максимально мотивирован (за счет решения актуальных и интересных для него задач).  Подобная организация курса открывает широкие возможности для самостоятельной работы учащихся и построения индивидуальных траекторий обучения для каждого ученика. Это позволяет максимально учесть индивидуальные особенности и реализовать возможности каждого ученика.
Кроме индивидуальных, при построении курса учитывались и возрастные особенности учащихся. С одной стороны, при сохранении ведущей роли учебной деятельности, в начальной школе можно достаточно эффективно использовать элементы игровой деятельности, которая детям интересна и важна. С другой стороны, в начальной школе ведущим является наглядно-действенное мышление, но активно формируется и абстрактное. Поэтому абстрактные понятия в этом возрасте наиболее легко формируются на графическом и телесном уровне, когда запоминание словесных формулировок замещено многоплановой деятельностью с реальными и графическими объектами.
В основу построения курса положен ряд принципов:

  • ясные правила игры, одинаково понимаемые учителем и учеником;

  • графические и телесные объекты как главные объекты учебной деятельности;

  • введение всего спектра основных понятий современной информатики и математики на материале наглядных примеров, а не в виде формальных определений для заучивания;

  • использование человеческих языков как основной области реальных приложений математических конструкций.

Представление о правилах игры, явных и неявных, существенно для работы в классе. И создатели курса, и учителя, и дети, работающие с учебником, – все играют по одним и тем же правилам, правилам математики и информатики. Задача, которую авторы ставят с первых уроков перед учителем и детьми, – договориться о правилах игры, т. е. правилах, принципах, законах совместной деятельности. На протяжении всей работы с курсом необходимо ясное и явное понимание детьми этих правил. Такие правила обычно считаются самоочевидными и потому несущественными, но при этом их незнание часто становится причиной учебной неуспешности ребенка. Авторы стараются как можно более ясно и явно формулировать все условия и ограничения каждой задачи. Суждение о том, правильно решена задача или нет, в равной степени должно быть доступно и ребенку, и учителю – учитель и все учащиеся (а при желании и родители) должны быть в равной степени компетентны в рамках каждой конкретной задачи.
Сравнение математики с игрой по формальным правилам и построение философии математики на этой основе принадлежит Давиду Гильберту, одному из крупнейших математиков конца XIX – начала XX века. В информатическом контексте такое сравнение особенно плодотворно в связи с общим стилем взаимодействия человека с компьютером, когда компьютер действует по правилам, не воспринимая обширного и не всегда четкого окружения, в котором живет человек.
Одна из основных задач курса, как и всего обучения в школе, – это усвоение языка. В ходе работы над курсом постепенно вводятся ключевые слова и выражения, которые важны потому, что систематически используются в текстах учебных материалов, причем с точно определенным и фиксированным смыслом, одинаково понятным и для всех детей и учителя. Для всех ключевых слов авторы стараются максимально подробно и ясно для ребенка (а также для учителя и родителей) разъяснить, проиллюстрировать и зафиксировать их смысл.

Базовые математико-информатические понятия курса

Еще одна важная задача курса – формирование системы общих понятий, которые лежат в базисе современной информатики и математики. Эти понятия в наибольшей степени соответствуют задачам продолжения образования в средней, старшей школе и продолжения образования в вузе. Речь идет о таких понятиях, как цепочка, мешок, бусина, дерево и др.
Понятие цепочки (англ. string) относится к числу наиболее часто используемых базовых научных понятий информатики (именно научных, в какой-то степени, практических, технологических, инженерных, а не методических понятий обучения информатики). Для этого понятия в русском языке могут использоваться различные термины, в частности: "слово", "конечная последовательность", "кортеж" (обычно – в математическом контексте), "строка" (как правило, в несколько ином смысле), однако термин цепочка является наиболее употребимым и, по мнению авторов, наиболее подходящим для курса.
С термином бусина ситуация иная, ему в научном и технологическом языке соответствуют термины: "символ", "элемент (цепочки)", "буква". Этот термин не применяется в научной литературе. Тем не менее, авторы используют этот термин в курсе. Это связано, прежде всего с необходимостью установить устойчивую связь между общим понятием и его конкретными реализациями в виде графических и телесных объектов. При этом авторы считают, что переход на последующих этапах обучения к стандартным (и различным в разных изложениях и контекстах) терминам трудностей у учащихся не вызывает.
Понятие мешок (англ. bag) используется в информатике так же, как и в курсе. Его отличие от понятия множество просто и формально: в множество каждый элемент может входить или не входить, а в мешок он может не входить, входить один, два, три и т. д. раз. Например, мешок букв слова МАМУ содержит две буквы М, одну букву А и одну букву У. Это понятие при работе в области конечных объектов часто бывает удобнее, чем понятие множество. Его использование в начальной школе имеет и методические преимущества: оно легче воспринимается детьми, чем понятие множества: более непосредственно связано с понятием числа, легко ложится на телесные объекты (например, разноцветные кубики в коробке на столе) и т. д. С другой стороны, на последующих этапах обучения разница между этими двумя понятиями становится малосущественной.
Понятие дерева - также одно из важнейших базовых понятий современной информатики, чаще используемое в научном и образовательном языке, чем понятие произвольного графа.
Структуры и понятия, проявляющие аналогичные свойства (дискретность, упорядоченность или неупорядоченность, линейность, ветвление), находят свое отражение практически во всех областях знания и учебных дисциплинах. Поэтому большинство основных понятий курса можно считать метапредметными (с точностью до названия) и лежащими в базисе школьного образования.
Все понятия курса вводятся на графических примерах, простых и понятных детям, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. В ходе многоплановой деятельности с графическими и телесными объектами, которые можно раскрашивать, вырезать, перекладывать, в процессе решения задач у учащихся формируются представления о важнейших свойствах вводимых понятий. Эта деятельность всегда предшествует запоминанию словесных формулировок, а во многих случаях – заменяет его. При этом курс не теряет ни логической четкости, ни математической точности. Листы определений и формулировки заданий учебника не допускают неопределенности, неоднозначности и одинаково понимаются всеми учениками и учителем.

Организация учебной деятельности

Авторские идеи, заложенные в основу курса, требуют не только иного материала для своего воплощения, но и иной организации урока. Основная модель урока курса – это самостоятельная работа учащегося с учебником, изучение им листов определений и дальнейшее (самостоятельное!) решение задач. Приветствуется обращение учащегося к учителю за индивидуальной помощью-консультацией в сложных ситуациях. Такая модель урока поддерживается спецификой учебника, который содержит полную информацию, необходимую для решения любой задачи. Роль учителя при этом в состоит том, что он индивидуально обсуждает ход решения той или иной задачи с теми учащимися, которые столкнулись с трудностями, просматривает решения задач и комментирует их. Кроме того, задача учителя состоит в правильной организации обсуждения по итогам решения, в организации проектной деятельности внутри какой-либо темы или задания, в умении вовремя подхватить и развить инициативу учащихся по расширению и углублению разбираемого задания.
Такая организация урока позволяет детям учиться и развивать свои способности более охотно и эффективно, чем при традиционной форме проведения уроков. Самостоятельная работа учащихся с курсом играет особенно важную роль в связи с активным формированием регулятивных метапредметных универсальные учебные действия, в частности, умений планировать, осуществлять, контролировать и оценивать свои действия по решению задачи.
Наряду с самостоятельной работой учащихся, важным видом учебной деятельности является групповое обсуждение, в котором фигурирует заданный кем-то вопрос, неожиданное решение, или трудность, с которой столкнулся кто-то из детей. Учитель старается вовлечь в такое обсуждение наибольшее число детей.
Безусловно, некоторое время на уроке может быть посвящено и более традиционной модели работы: объяснению учителя. Такое объяснение, как правило, продолжается не более 2–3 минут, хотя возможен и более продолжительный, до 5 мин., рассказ учителя, вовлекающий детей в диалог.
Важной составляющей курса являются также проектные уроки. Проектная деятельность отличается от обычного урока, как постановкой целей, так и организацией. Это групповая работа ребят по выполнению общей задачи. В процессе работы на таких уроках ребята учатся координировать и планировать общую работу, общаться друг с другом. Групповая, проектная работа учащихся может иметь самые разнообразные воплощения в зависимости от конкретной задачи для каждого проекта. В ходе такой работы активно формируются метапредметные коммуникативные универсальные учебные действия.

Роль и место курса в структуре начального образования

Информационная культура, формирование которой является основной целью данного курса, включает в себя целый комплекс различных знаний и умений. В частности, важным компонентом информационной культуры является ИКТ-компетентность, под которой понимается умение адекватно применять массово распространенные ИКТ-инструменты и широко доступные информационные источники при решении основных задач, связанных с обработкой информации и коммуникацией. Заметим, что ИКТ-компетентность не обязательно опирается на современные электронные технические средства и цифровые технологии и устройства. Поиск информации может идти и в энциклопедии, и в библиотеке, устное выступление не обязательно использует микрофон или проектор и т. д. Освоение собственно технологий – то есть формирование ИКТ-квалификации учащегося, является частью образовательной цели формирования его ИКТ-компетентности, но не определяется и не исчерпывается ею. Именно поэтому  данный курс можно изучать даже в том случае, если в школе нет компьютеров (и других средств ИКТ). При этом будут активно формироваться те стороны ИКТ-компетентности, которые напрямую не связаны с применением технических средств.
Так же частью ИКТ-компетентности (пересекающейся с предыдущей) является коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность включает в себя языковую компетентность, но не ограничивается ею. В частности, современная коммуникативная компетентность предполагает способность к невербальной коммуникации и к ее сочетанию с вербальной (устное выступление в сочетании с экранными образами, иллюстрированное сочинение и т. д.). Внутри языковой компетентности выделяется общая часть с ИКТ-квалификацией – это умение использовать технологии устной и письменной речи. Внутри языковой компетентности выделяется и иноязычный компонент и так далее. Понятие ИКТ-компетентности тесно связано с логической компетентностью, которая относится в основном к процессу восприятия и анализа информации и со знаково-символической компетентностью, которая относится к преобразованию информации и представлению ее в разных видах. Таким образом, ИКТ-компетентность, не может и не должна формироваться в рамках отдельного предмета, она должна формироваться интегративно, во всех предметных курсах, быть частью программы формирования универсальных учебных навыков.
Заметим, что в содержании курса значительный объем предметной части имеет пропедевтический характер. За счет этого, а также в соответствии с основными целями и задачами курса, удельный вес метапредметной части содержания курса оказывается довольно велик (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе).  Поэтому данный курс имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования – базой для формирования ИКТ-компетентности и других метапредметных результатов обучения.
  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа курса информатики для начальной школы: \" Информатика 3 4\" iconРабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями: -федерального компонента государственного стандарта общего образования второго поколения / Английский язык. Содержание образования., «Просвещение», 2012
Данная рабочая программа по английскому языку предназначена для обучающихся 6-х классов общеобразовательной школы, продолжающих изучение...
Рабочая программа курса информатики для начальной школы: \" Информатика 3 4\" iconМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Примерная программа: Развёрнутое тематическое планирование составлено на основе программы «Программы курса информатики для 5-7 класса...
Рабочая программа курса информатики для начальной школы: \" Информатика 3 4\" iconРабочая программа по информатике и икт 9 класс
Программа: Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы/составитель М. Н. Бородин. – М.: Бином. Лаборатория...
Рабочая программа курса информатики для начальной школы: \" Информатика 3 4\" iconРабочая программа для специального (коррекционного) обучения VIII вида Пояснительная записка рабочая программа основана на основе примерной программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл
Рабочая программа основана на основе примерной программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: /Под...
Рабочая программа курса информатики для начальной школы: \" Информатика 3 4\" iconОсновы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики)
Правовая информатика как учебная дисциплина сформировалась и преподается в ряде юридических вузов и факультетов (в том числе, мгюа,...
Рабочая программа курса информатики для начальной школы: \" Информатика 3 4\" iconПрограмма «Русский язык» (для четырёхлетней начальной школы) Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос начального общего образования и обеспечена умк для 1–4 классов (авторы: М....
Рабочая программа курса информатики для начальной школы: \" Информатика 3 4\" iconРабочая программа по английскому языку, составлена на основе рекомендованной
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы...
Рабочая программа курса информатики для начальной школы: \" Информатика 3 4\" iconПрограмма курса для работы с одарёнными детьми ( с выходом на проект) мир современной коммуникации
Программа данного курса составлена на основе программы курса «Современное речевое общение», автором которой является О. Е. Дроздова...
Рабочая программа курса информатики для начальной школы: \" Информатика 3 4\" iconРабочая программа по русскому языку создана на основе образовательной программы по русскому языку начального общего образования моу «Средняя школа №77» г.
Средняя школа №77» г. Пензы, с учётом авторской программы по русскому языку: «Русский язык» для 1-4 классов начальной школы умк «Гармония»....
Рабочая программа курса информатики для начальной школы: \" Информатика 3 4\" iconРабочая программа по английскому языку для 6 класса на 2011/2012 учебный год
Рабочая программа разработана на основании следующих документов
Разместите кнопку на своём сайте:
recept.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©recept.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Recept