Главная страница

Поиск по названию:


Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: «Мир уцелел, потому что смеялся» по рассказу К. И. Чуковского «Телефон»




Скачать 54.09 Kb.
НазваниеКонспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: «Мир уцелел, потому что смеялся» по рассказу К. И. Чуковского «Телефон»
Дата конвертации24.12.2012
Размер54.09 Kb.
ТипУрок
Конспект урока литературного чтения в 4 классе.

Тема урока: «Мир уцелел, потому что смеялся»

по рассказу К.И. Чуковского «Телефон».
Цели:

Обучающая: вызвать интерес к произведению, слову, автору, определить авторское отношение к описываемому.

Развивающая: развитие речи, работа над накоплением словарного запаса учащихся.

Воспитывающая: воспитание трудолюбия, интереса к учёбе, самовоспитание.
Эпиграф урока.

О, смех - великое дело!

Ничего более не боится человек так, как смеха…

Боясь смеха, человек удерживается от того,

от чего бы не удержала его никакая сила.

Н.В. Гоголь
Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений

Но без труда талант не впрок

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте

А дальше прозой я скажу.

- Позвольте мне сообщить о цели своего визита и зачитать официальное обращение к вам, ученикам 4 класса.

- Но что это?

- Что за шутку шутить изволите?

- Я ищу имена прилагательные. Куда же они подевались?

- Наверное, высыпались из моего конспекта. Как же выйти из этого положения?

Может вы мне поможете?

- Ну-ка, посмотрите, не закатились ли они под парты.

(Дети из-под парт вынимают карточки с именами прилагательными: стройная, пожилая, умный, храбрый, небесных, синие, трусливое).

- Я, Назарова Елена Ефремовна, стройная, пожилая учительница прибыла в ваш класс с целью дать храбрый урок словесности.

- Я рада приветствовать небесных гостей и видеть синие лица учеников. У меня трусливое настроение, потому не замедляю объявить, что тема нашего урока «Мир уцелел, потому что смеялся». (Все смеются)
- А почему вы, ребята, смеялись? Что вызвало ваш смех? (Несоответствие)
- Сегодняшний урок по рассказу смешному . Подберите синонимы. (Комическому, юмористическому)

- А юмор, как вы помните, - добрый смех.
- Итак, наша цель:

Постараться рассмеяться

( Ведь смеяться не грешно)

Рассмеявшись, докопаться.

Почему нам так смешно.
- Одну причину мы выяснили:

1. Несоответствие.



Из за двери учительница втаскивает огромный старый чемодан с наклейками «Баунти» и т.д., вновь вызывая смех.

- А теперь почему вам так смешно?

( Смешно, как вы тащили чемодан. Мы не ждали, что вы это сделаете. Учительница и вдруг приволокла чемодан. Чемодан старый, а наклейки современные)
Значит, смех вызвали:

1. Несоответствие;

2. Неожиданность.
- Вот вам первая загадка:

Что внутри там – горько, сладко?

Или вовсе несъедобно?

Кто ответит мне подробно?

(Ребята фантазируют, называют то, что может быть, по их мнению, в чемодане)
Достаёт учитель предметы – в классе смех.
- Открываем чемодан:

Диктант, бечёвка и башмак

Всё лежит не просто так

И зачем же на урок

Их учитель приволок?..

- Да, это не просто предметы – это персонажи рассказа К. И. Чуковского «Телефон», с которым мы познакомились на прошлом уроке.
- А почему я использовала слово приволок?

( Принёс слово без настроения. Приволок – под рифму, складно)
- Замечательно!


  • Почему К.И. Чуковский назвал свой рассказ “ Телефон»?

  • Где происходят события описываемые в рассказе?

  • Какие годы описаны?


- На нашей фотовыставке можно видеть, как выглядели гимназисты, школьники 20-50 годов прошлого века. Это ваши прабабушки, прадедушки … и даже учащиеся, которых учила моя мама.
-Какой фрагмент рассказа вызывает смех?

-Давайте его получше вспомним. Из-за чего же произошла беда?
- Вы так живо, искренно, весело отзывались на рассказ, что и не надо спрашивать, понравился ли он. Смех – высшая ваша оценка.

- Что же высмеивает писатель?

( Глупость героев, их невежество)
- Почему автор совсем забыл о телефоне?

( Беда научила его. Ему было стыдно и обидно вспоминать об этом.)
- Чем закончилась телефонная история?

( Чтение от слов Слепо … … четвёртые сутки.)

-Невежество стало причиной драки.
- А как вы думаете, в жизни такое могло случиться?

( Конкретно так – вряд ли. Автор преувеличил.)
- Зачем же писателю потребовалось такое преувеличение?

( Чтобы высмеять недостатки, пороки.)
-Какой общий недостаток у этих ребят?

( Болезнь)
-Каковы признаки болезни?

( Невежество, грубость, лень.)
- Когда человек болен ему ставят диагноз. Поставим диагноз.

( Лодырит, безнравство.)
- Что же сейчас вызвало смех?

3. Преувеличение.
Художник слова выбрал такую ситуацию и так её подал, что мы рассмеялись, осуждая недостойное поведение героев.
- Чем больше мы смеёмся над глупостью, невежеством героев, тем… - продолжите мою фразу!

(… тем больше задумываемся над своим поведением.

… тем меньше хотим на них походить.)

- Верно, ребята, молодцы. Вы отметили, что смех осуждения вызвали поступки, речь героев.
- Что можно о них сказать?

1. Поведение Зуева.

2. Ждали 11 дней.

( Какой рецепт надо выписать? Рецепт: учёба, самовоспитание.)

3. Хороший поступок – жалко Тимошу.

( Герой нуждался в помощи, а ему решили «помочь», привязав верёвочный хвост от бумажного змея. Это не помощь, а унижение.)
Рассказ написан автором от первого лица и вошёл в книгу «Серебряный герб». Написан автором уже в зрелом возрасте.

-Понятно ли из содержания, как автор относится к своим «героям»?

( Отрицательно, с иронией.)
- По каким признакам можно судить об этом отношении?

-Давайте посмотрим, какими эпитетами он наделил каждого:
На доске

1. Муня Блохин ….маленький, быстрый.

2. Бугай … второгодник.

3. Козельский … плакса, попрошайка, трус.

4. Бубенчиковы … фамилия их характеризует; шумные, пустые, только звон от них.

5. Зуев … набожный.

6. Тимоша … отстал, болел тифом, заика.
- Почему автор использует такие грубые слова: губошлёпы, пучеглазые?

( Чтобы передать своё отношение к героям.)

- Это ещё один литературный приём – сниженная речь – вызывает наш смех невежеством.

- Докажите невежество и безкультурье?

1. Как называли директора? (Шестиглазый.)

- А почему?

( Очевидно, он всех знал, за всеми успевал понаблюдать, обо всех знал, а может и очки носил.)
2. Как называют незнакомца? ( Дубоватый, с топорным лицом.)

3. Что они обещали рассказчику? (Взятку в виде изюма, голубей.)

4. Как «отблагодарили»?
По утверждению Джонатана Свифта, как человека можно распознать по его обществу, так о нём можно судить по его языку…
Вот мы и судим: то есть оцениваем человека и в данном случае осуждаем.
- Какое лекарство можно назначить от этой болезни?

( Учёба, самовоспитание, анализ своих поступков.)
- Герои Чуковского безобразны и потому смешны. А мы уже убедились, чем больше

люди будут смеяться над грубым и глупым героем, тем менее захотят на него быть

похожими.
- Спасибо! Мы сегодня много смеялись. Почему смех помог миру уцелеть?

« Смех исправляет нравы», и люди становятся добрее, терпимее друг к другу.
Завтра мы продолжим знакомство с творчеством К. И. Чуковского и познакомимся с

отрывками из книги « От двух до пяти»
Домашнее задание: Назвать произведения для детей, в названии которых употребляется

слово ТЕЛЕФОН.

Похожие:

Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: «Мир уцелел, потому что смеялся» по рассказу К. И. Чуковского «Телефон» iconКонспект урока английского языка в VIII классе по теме “food”
Оснащение урока: Л. М. Лапицкая. Учебное пособие для 8 класса. – Минск, «Вышэйшая школа», 2010. Раздаточный материал (карточки для...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: «Мир уцелел, потому что смеялся» по рассказу К. И. Чуковского «Телефон» iconПлан-конспект урока социально-бытовой ориентировки Класс: 6 Тема урока: «Заваривание чая»
Цели урока: Формировать представление о способе заваривания чая, познакомить с традицией русского чаепития
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: «Мир уцелел, потому что смеялся» по рассказу К. И. Чуковского «Телефон» iconКонспект урока русского языка в 11 классе
Цели урока: подготовить к написанию сочинения по заданию части С; научить умению излагать мысли о тематике текста, поднимаемой проблеме,...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: «Мир уцелел, потому что смеялся» по рассказу К. И. Чуковского «Телефон» iconПлан-конспект урока «Определение и свойства алгоритма». (Тема урока)
Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л., Информатика и икт; издательство «Бином. Лаборатория знаний»
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: «Мир уцелел, потому что смеялся» по рассказу К. И. Чуковского «Телефон» iconКонспект урока математики в 5 классе
Ребята, я приглашаю вас в волшебный мир сказок. Но вот по какой сказке мы будем путешествовать, вы должны догадаться сами
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: «Мир уцелел, потому что смеялся» по рассказу К. И. Чуковского «Телефон» iconКонспект урока. Тип урока: изучение нового материала Тема: Из чего варят каши?
Расширить знания о зерновых культурах. Закрепить терминологию слово, словосочетание, предложение, текст
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: «Мир уцелел, потому что смеялся» по рассказу К. И. Чуковского «Телефон» iconУрока тема урока цели и задачи урока
Совершенствовать навыки письменной речи, умение запоминать произношение новых слов
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: «Мир уцелел, потому что смеялся» по рассказу К. И. Чуковского «Телефон» iconУрока тема урока цели и задачи урока
Вспомнить и повторить правила об артикле и предлогах. Выполнить перевод предложений, употребив артикль
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: «Мир уцелел, потому что смеялся» по рассказу К. И. Чуковского «Телефон» iconУрок биологии в 6 классе Царство грибов. Тема урока: Значение грибов в природе и жизни человека
Цель урока: Выпуск «газеты», состоящей из опорных схем, в ходе изучения нового материала
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: «Мир уцелел, потому что смеялся» по рассказу К. И. Чуковского «Телефон» iconУрока: систематизировать и закрепить знания обучающихся о крупах, кашах, о здоровом питании. Задачи урока: познакомить с правилами
Сегодня урока у нас необычный, но я уверена, что он пройдет хорошо. А как же иначе, если в классе у нас такие смышленые, прилежные...
Разместите кнопку на своём сайте:
recept.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©recept.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Recept