Главная страница

Поиск по названию:


Методическое пособие «в помощь педагогам дополнительного образования и вожатым» Составил: преподаватель




НазваниеМетодическое пособие «в помощь педагогам дополнительного образования и вожатым» Составил: преподаватель
страница1/19
Дата конвертации25.12.2012
Размер2.95 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


ГБОУ СО СПО «Саратовский областной педагогический колледж»

Методическое пособие
«В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЖАТЫМ»
Составил: преподаватель,

педагог дополнительного образования

ГБОУ СО СПО «СОПК»

Ленская Татьяна Александровна

СОДЕРЖАНИЕ.

I. Конвенция ООН.

II.Свободное время. Отдых. Досуг.

III.Формы, методы и приемы воспитательной работы

  • Составление характеристики ребенка (группы)

  • Деловая игра «Лидер»

  • Игра «Морские командные учения»

  • Методика «Какой у нас коллектив»

  • Игра «Путешествие по морю любимых занятий»

  • Ролевая игра «Планета друзей»

  • Методы формирования сознания личности

  • Методы стимулирования

  • Как проанализировать проведенное дело

  • Анализ практических ситуаций

IV. Игра. Игровая деятельность детей разного возраста

Методические рекомендации по организации игры

Игробанк

  • спортивные и подвижные игры

  • дидактические и познавательные игры

  • технические, строительные и трудовые игры

  • ролевые, сюжетные, режиссерские игры

  • игры- развлечения, игры- шутки

  • музыкальные и хороводные игры

  • деловые и организационные игры

  • двигательные забавы и аттракционы

  • игра - тренинг

  • игры - упражнения психологического характера

V.Методика написания сценария мероприятия

и составления композиции праздника

VI.Сценарии мероприятий и праздников

Литература

I.

КОНВЕНЦИЯ ООН

Дети мира невинны, уязвимы и зависимы”
(Всемирная декларация об обеспечении
выживания, защиты и развития детей.)

Историческая справка:
1924г. – в рамках Лиги Наций принята Женевская Декларация прав ребёнка.
1948 г – Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека.
1959 г. – Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларация прав ребёнка.
20 ноября 1989 г. – Генеральная Ассамблея ООН проголосовала за  принятие “Великой Хартии вольностей для детей, мировой конституции прав ребёнка” – Конвенции ООН о правах ребёнка.
13 июня 1990 г. – Конвенция о правах ребёнка вступила в силу в РФ.
22 ноября 1991 г. – Верховный совет РФ принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина.

 

Главная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребёнка. Её положения сводятся к четырём основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защите и обеспечение активного участия в жизни общества. Конвенцию можно рассматривать не только как правовой документ высокого международного стандарта, который провозглашает ребёнка самостоятельным субъектом права и устанавливает правовые нормы ответственности государства, а также вводит специальный механизм контроля – Комитет ООН по правам ребёнка. Конвенция является документом высочайшего педагогического значения. Педагогика воспитания должна перерасти из педагогики требований в педагогику отношений личностей – равноправных субъектов права, т.к. нередко авторитаризм в отношении к детям как со стороны родителей, так и со стороны педагогов является наднациональным явлением. Кроме того, можно определить Конвенцию как документ высокого социально-нравственного содержания, отражающего признание ребёнка частью человечества, приоритет общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности

Содержание Конвенции:

СТАТЬИ 1-4 определяют понятие “ребёнок” /человеческое существо от рождения до 18 лет/, фиксируют один из основных принципов Конвенции – приоритетность интересов детей перед интересами общества, подчёркивает необходимость недискриминационного подхода и обозначают законодательные и административные гарантии государств по обеспечению указанных в Конвенции прав.

СТАТЬИ 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности; право знать своих родителей и право на их заботу и неразлучение; право, ответственность и обязанность родителей /одинаковая для обоих/, право на воссоединение с семьёй.

СТАТЬИ 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнку к сбору и распространению информации.

СТАТЬИ 18-19 фиксируют, что родители несут основную, общую и одинаковую ответственность /обоих родителей/ за воспитание и развитие ребёнка, а государство оказывает им надлежащую помощь. Изложены также требования к принятию законодательных административных, социальных и иных мер с целью защиты ребёнка от всех форм насилия, оскорбления, жестокого обращения любым лицом,включая родителей.

СТАТЬИ 20-26 излагают перечень прав детей особо депривированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям: сиротам и лишённым родительского попечения, беженцам, неполноценным в умственном или физическом отношении; перечисляются также права детей на соответствующий уровень медицинского обеспечения, а нуждающихся детей – в социальной помощи.

СТАТЬИ 28-31 фиксируют право ребёнка на образование, в том числе получение бесплатного и обязательного начального; на обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребёнка; получение образования соответствующего содержания; права пользования этической, религиозной или языковой культурой меньшинства; право детей на отдых и досуг.

СТАТЬИ 32-36 определяют права ребёнка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации, от незаконного употребления наркотических и психотропных веществ; от похищения и торговли детьми.

СТАТЬИ 37-40 устанавливают права ребёнка в случае совершения им правонарушения или преступления; отбытия наказания и социальной реинтеграции, а также право на охрану во время вооружённых конфликтов и войн.

СТАТЬИ 41-45 относятся ко II-й части Конвенции. Они определяют способы информации о содержании Конвенции и механизм контроля за её выполнением государствами её ратифицировавшими. В частности, отмечается учреждение Комитета по правам ребёнка.

II.

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ. ОТДЫХ. ДОСУГ.
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ.

Это прежде всего временное пространство жизни ребенка, та его часть, что остается от учения в школе, выполнение домашних учебных заданий, бытовых отправлений, сон, питание, самообслуживание, дорога и тому подобное.

Свободное время есть личное время ребенка расходуемое по его усмотрению. В структуру свободного времени школьника в его наполнении выделяются такие компоненты:

-дополнительная учеба по личной инициативе

-самообразование

-общественная деятельность

-техническое, художественное творчество

-спорт, туризм

-общение с природой…

В 1656 году по приказу русского царя Алексея Михайловича была составлена книга, которая в переводе звучит: «Сборник правил «Соколиной охоты»». В конце предисловия данного сборника царь своей рукой сделал приписку: «…делу время И потехе час».

В его словах выражена мысль. Что всему свое время: и делу и потехе. Увлекаясь потехой не забывай о деле.

Примерно 180 дней – каникулы, воскресенья, праздники. Около 100 дней оставшиеся за счет часов личного времени жизни ребенка.

Досуг - это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору (Российская педагогическая энциклопедия. Возникает необходимость определить такое явление как «свободное время ребенка».

«Но что больше всего я люблю делать - это... Да ничего. Когда просто гуляешь, слушаешь то, чего никто не слышит, и ни о чем не заботишься», - сказал как - то Кристофер Робин. И с тех самых пор, как в 1926 году Алан Милн написал сказку «Винни-Пух и все-все-все», дети мало изменились. Все свободное время напролет они готовы вот так безоглядно, с точки зрения взрослых, заниматься «ничегонеделанием».

Значение свободного времени увеличивается для ребенка по мере его взросления и становится, едва ли не основной ценностью его существования в подростковом возрасте. Но у взрослых бытует представление, что это время необходимо ребенку лишь для восстановления сил, ради дальнейших достижений успехов в учебе. Немного среди педагогов сторонников той точки зрения, что самое важное, как проявляет себя ребенок в свободное время, а его образование - необходимое условие для организации досуга по собственному усмотрению, сообразно своим интересам и возможностям.

Деятельность в свободное время обладает особой формирующей силой. Направленному воздействию человек, тем более ребенок, часто сопротивляется потому, что стремится отстоять свою независимость. Влияние других людей в свободное время обычно меньше замечается ребенком; его сила - в незаданности, естественности, ненарочитости.

Известные социологи Л.А.Гордон и Э.В.Клопов полагают, что свободное время - это время той деятельности, которая ощущается ее участниками как ценность, а связанное с нею времяпрепровождение образует для них главную ее цель (в отличие от других видов деятельности, где главное для человека - достижение определенных результатов).

Г.А.Евтеев считает, что досуг составляет лишь часть свободного времени. По характеру мотиваций, активности и самостоятельности выделяются, пишет она, «...три основные уровня использования свободного времени: 1 - занятия, активно развивающие способности и создающие возможности творчества (возвышенная деятельность); 2 - занятия, удовлетворяющие духовные и физические потребности (досуг); 3 - занятия пограничные (в отношении развития творческих и социальных потенций личности) и 4 - деструктивные (антикультурные)».

В.В.Полукаров полагает, что в том, чем занят человек в свободное время, можно выделить восстановительную, досуговую и клубную деятельность. Общее у них то, что их реализация связана с индивидуальным стилем жизни человека. Различия же таковы: восстановительная и досуговая возможны в индивидуальных, групповых и коллективных формах, а клубная - лишь в коллективных. Кроме того, досуговая деятельность включает занятия творческого характера, связана со свободным общением, с игрой и т.п., то есть с реализацией различных потребностей личности.

Организация досуга подростков, как составляющая часть их свободного времени, имеет особое значение, так как

1.Подростки обладают наибольшим объемом свободного времени;

2.Для подростков досуг является средством удовлетворения важнейшей возрастной потребности - в самоутверждении и самовыражении;

3.Для подростков характерна мобильность досуговых увлечений.

Определим свободное время ребенка как время, которое он посвящает самому себе, для отдыха, общения, занятий любимым делом, смены видов деятельности.

Особенностью деятельности в свободное время является ее самоценность и самоцельность, то есть личность сама выбирает содержание, формы организации и типы (конструктивный или деструктивный) этой деятельности. И регулировать свободное время ребенка можно только опосредовано, через создание условий, позволяющих личности использовать его в соответствии со своими способностями и потребностями.

При этом наиболее качественным свободное время ребенка, то есть и временем отдыха, и временем саморазвития, становится только тогда, когда выбор деятельности основан на абсолютной добровольности, интересе, удовольствии и психологическом комфорте, в особом воспитательном пространстве.
ОТДЫХ.

Это, буквально, состояние покоя. Это такой род деятельности, которое снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению «форм», «работоспособности».

Отдых – это перерыв в занятиях, в работе, переключение на другую деятельность.

Формы отдыха:

-сон

-купание, принятие оздоровительных процедур

-школьная перемена

-физкультурная зарядка, физ.минутки и т.д.

Отдых имеет функции релаксации (расслабление) резкого снижения физического тонуса и психического расслабления.

Отдых компенсирует, т. е. возвращает детям утраченное.
ДОСУГ.

Чаще всего его определяют, как развлечение.

РАЗ-ВЛЕЧЕНИЕ – корневое понятие.

Влечение – это склонность к чему – либо. Досуг есть влечение к разному.

Досуг всегда деятельностен, досуговая деятельность отличается абсолютной добровольностью. Заставить детей заниматься досугом невозможно, можно приохотить к нему.

Досуг опирается на принцип удовольствия, на чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей. Досуг – это удовлетворение личных интересов и притязаний детей.

Досуг – категория постепенная и главное в нем не столько какие-то результаты, сколько уровень отношений. У ребенка всегда и во всем должен быть личный поиск свое переживание досуговых перепятий.

ПЕРЕ – ЖИВАНИЕ (от жизни)

Досуг для детей – это всегда самореализация и самореабилитация.

Главные потенциалы детского досуга:

-в досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой активного самовоспитания

-досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе и независимости

-досуг предоставляет учащимся пределы самостоятельности и трудности, дети преодолевают эти пределы значит растут

-досуг удовлетворяет многие социально-психологические потребности в реализации интересов, самопроверки сил самоутверждение среди сверстников, признание собственной личности

-досуг есть «зона» удовлетворения притязаний общения, разумно интимности субординационных отношений с теми, кто старше и младше. Причем эти отношения разумно снисходительны.

-досуг деятельностен и поэтому каждый ребенок кому-то нужен

-досуг есть пространство открытое для воздействия, для влияния самых различных институтов общества: семья, школа…

У детского досуга 4 параметра:

-пространство времени

-пространство места

-структура и содержание

-кадры (организаторы досуга)


ЗАКОНЫ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ДОСУГОВОЙ ПЕДАГОГИКИ.

ЗАКОНЫ.

В педагогике закон трактуется как объективная, повторяющаяся диалектическая связь всех явлений, входящих в процесс воспитания.


  • Закон сочетания продуктивного и непродуктивного.

Досуг ориентирован на внутренний мир, на получение удовлетворения от процесса досуговых действий и переживаний.

Но, вместе с тем, у досуга возможен и конкретный, осязаемый результат, в виде творческой продукции.

  • Закон творческой энергетики

Досуг реализует потенциал человека, все виды его энергии, тем он и ценен.

  • Закон диалектического соотношения времени, пространства и содержания досуга.

Вся досуговая деятельность протекает в рамках свободного времени, досуговой территории и выбранного содержания творчества.

Они взаимосвязаны и формируют вкусы, удовлетворяют интересы, пристрастия, реализуют духовные и физические силы.

  • Закон «зеркальности» и универсальности досуга.

Досуг отражает и воспроизводит окружающий мир, все его богатства, тем он и универсален.
ПРИНЦИПЫ.

Принцип в педагогике - генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализаций воспитательного назначения, в данном случае досуга. Принципы есть то, чем руководствуется воспитатель в своей работе. Они - как правила техники безопасности.

1. Принцип «Красной линии».

В работе с детьми всегда (как внутренняя цензура) должна быть некая «ватерлиния», за которую переходить опасно. «Красная линия»- это грань риска, грань меры, грань разумного и допустимого во всем.

  • в отношениях содружества воспитателя и детей, приятельски-товарищеских контактах и связях, которые создает демократическая сфера досуга. Вольный, творческий дух истинного досуга всегда вызывает неформальные отношения и формирует ответственность свободных партнеров в свободной деятельности, утверждает суверенитет личности.

За «Красной линией»- панибратство, лжедружба, наказуемая интимность отношений. Здесь нельзя «заигрываться» и разумная дистанция все же необходима. Досуг обязан сотворить отношения дружеского партнерства взрослых и детей, которые обеспечивают их содружество и сотворчество. Нарушение «линии» приведет к разрушению нормальных контактов, станет мукой для обеих сторон;

  • в демократических основах «субординации», самоуправлении в сфере досуга.. Переход «линии» приведет к неуправляемости, вакханалии, нарушению этики субординационных отношений взрослых и детей или к запретам, которые в досуге всегда- тупик, к приказному тону, а значит, к взаимной отчужденности;

  • в информации любого толка, который мы обогащаем ребят. И, прежде всего в вопросах политики, социальной жизни людей, истории, национальных проблем и т.п. «Красная линия» касается трактовки этих вопросов, их содержания, их «подтекста»;

  • в организации деятельности, особенно связанной с риском для жизни, здоровья, психики. В детском досуге много «зон риска». Спорт, туризм, техника, даже игра- не безобидны. «Красная линия» контролирует выбираемый «предел». Его подсказывает личный опыт, интуиция, разумная осторожность и, если хотите, необходимая перестраховка. Здесь важно все: мера досуговой деятельности, санитарно-гигиеническая сторона досуга, безопасность игр, игрушек, игровых аксессуаров. Здесь необходимо учитывать и «политику» досуговых заблуждений детей.

2. Принцип «Могучей кучки».

Досуг в целом - дело коллективное. Даже радость удачи делится обычно на всех. Скажем, футбольная победа или успех праздника. Для того чтобы эффективность совместного творческого деяния была наивысшей, каждый его участник должен четко осознавать общественную значимость, как своих действий, так и действий всех участников в целом. Чем престижней задача проводимого досугового мероприятия, тем здоровей при прочих равных общий дух, тот самый психологический климат, без которого не жизнь, а маскарад жизни.

Причем под престижностью следует понимать проведение этой задачи через сердца всех. Вот для такого успеха нужна «могучая кучка», союз единомышленников, спаянных и вдохновленных сознанием важности выполняемой задачи. Можно понимать под таким союзом ядро детского коллектива во главе с воспитателем, можно - группу взрослых, друзей, коллектива.

В «могучей кучке» всегда высокое притяжение человечности, взаимовыручки и чувства локтя, взаимодоверия. Здесь все делается и созидается вместе. Человеческая неповторимость- соль досуговой педагогики. Создавая добровольный союз самобытных индивидуальностей мы создаем идеальную часть общества.

Вывод: хочешь иметь успех, хочешь высвободить дополнительную энергию души детей, в неподражаемом мире досуга, найди единоверцев, окружи себя и своих детей сотоварищами, которые способны на «безумные» идеи, на дерзость, фантазию, на воодушевление детей, на организацию высоких образцов досуга.
3. Принцип фельдмаршала Кутузова.

Он может вызвать улыбку. Но иногда, чтобы иметь успех и естественное развитие событий, надо терпеливо подождать, не форсировать эти событий, ничего не предпринимать. Так поступил Михаил Кутузов в войне 1812 года с французами. Он побеждает тем, что просто ждал, как развернутся сами по себе военные перипетии. Вроде бы ничего не делал, но делал победу.

Мы много суетимся, блефуем, делаем «вид», вечно погоняем ребят. А ведь досуг - их личное, добровольное дело. И законы внутреннего развития событий в досуге непредсказуемы. А это означает, что можно и нужно не вмешиваясь в процесс досуговой деятельности. Лучше и продуктивнее понять, помочь.

4. Принцип Горы.

В работе, сотрудничестве с детьми, как в горах, нельзя терять высоты. Ни в чем. Мир ожидания детей высок, а уровень жизни - низок. Дети живут скудно, без мечты, без идеалов, с нарушенной психикой. Дети делают лишнюю, никому, кроме чиновников из «системы», не нужную работу. Отсюда - социальная апатия, агрессивный инфантилизм, социальное иждивенчество, инерция, стадная форма мышления, безверие - одна из самых страшных болезней нашего общества.

От постоянных неудач дети, как правило, озлобляются, мельчают, тупеют. В досуге всегда заложен резерв удач. Но, чтобы преодолеть кризис доверия детей ко взрослым, который вырос неимоверно, надо поднять планку высоты помыслов, слов, дел, отношений, в том числе в досуговой деятельности. До сих пор досуг в школе - это консервация однообразия. Достаточно вспомнить вечера «отдыха», дискотеки или спартакиады. Каждодневная унылая «прорва» учебных и неучебных дел приучает детей не обращать внимание на качество досуговых радостей.

Поскольку досуг по сравнению с учением потребляется детьми довольно огромными «порциями», особенно важна его культура, его высота.

Люди в горах обычно все время идут вверх.

«Принцип горы» требует неторопливых, но постоянных шагов к высоте. Та самая унылая, казарменная жизнь в школе, от которой мы никак не можем уйти, приучаем детей не обращать внимания на такие «пустяки», как книга, искусство, архитектура. Но приучает всеядно «пожирать» сурогаты- комиксы, «видики», музыкальную субкультуру.

5. Принцип антиканонов.

У детей есть чрезвычайно важное - это их энергетика. Она обычно несовершенна, нестабильна, разбросана, но она, эта энергия, делает возможным повернуть ребенка к деятельности. Однако детская энергетика часто инерционна, базируется на низком уровне духовности, общей и досуговой культуры и может привести к плохим последствиям.

Трафаретный принудительный досуг держит детей на рабском уровне поведения. Хотя эта внешняя покорность ребят - иллюзия.

Принцип антиканонов ориентирован на то, чтобы дети учились переступать ограничительные флажки казарменной педагогики, выходили за стереотипы. Принцип «толкает» на дерзость выдумки, предполагает формирование личности ребенка в диалогах и дискуссиях с жизнью, пробе творческих сил на опережающих моделях досуга. Разрушение «канонов» подавления личности и «канонов» торжествующей бессмыслицы школьных дел, скуки и «зеленой тоски»- вот задача и принцип педагогики.

6. Принцип камня, брошенного в воду.

Любой ребенок должен реализоваться. Личная реализация общих ценностей - регулятор социального поведения. Значит, каждого надо «бросить, как камень, в воду, в дело, в творчество», чтобы пошли круги результативности, появились творческие следы.

7. Принцип опоры на положительные эмоции ребенка.

Перефразируя старую мудрость: «Ищи в ребенке хорошее, его всегда больше. Чтобы увидеть дурное, большого ума не требуется». Увидеть добрые начала и опереться на них- вот принцип общей и досуговой педагогики.

Положительное и прекрасное рождает добро. Сам по себе качественный досуг ободряет, выпрямляет, одобряет и реабилитирует детей. И вместе с тем, именно в его сфере так необходима опора на любые положительные эмоции ребенка. Такая опора окрыляет. Детские таланты оскудневают от невнимания. Ребенок кажется себе еще лучше, если кто-то замечает и оценивает его рост. Вот в чем «фокус» этого простого принципа.
МЕТОДЫ ДОСУГОВОЙ ПЕДАГОГИКИ.

1. Метод игры и игрового тренинга.

Игра - самостоятельный и законный для детей, очень важный вид их деятельности, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становясь его воспитательным тренингом. «К концу нашего столетия, -считает Ш. Амонашвили,-целью педагогики станет не «общее развитие» детей, а раскрытие творческого потенциала каждого ребенка». Использование игры обращено к этому потенциалу. Игра понятна и близка, в ней дети выражают свою интересную, оригинальную сущность, самовыражаются без внешнего побуждения.Игрою легко выверить симпатии и антипатии детей, их выбор, предпочтения в среде сверстников (третий лишний, ручеек, садовник, колечко).

Игра выявляет знания, интеллектуальные силы (викторины...)

Игры показывают уровень организованности детей. Игры «проявляют» физические способности: ловкость, силу, выносливость, координацию и т.р.

2. Метод театрализации.

Досуг детей имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Не формальное общение ребят может быть в виде вечеринки: «голубой огонек», вечера при свечах, морской кают-компании, русские посиделки, театральные гостиные и т.п.

Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения,обряды, ритуалы...

Театрализация знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни.

3. Метод состязательности.

Состязание - чисто детская привилегия, состязание - внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимулирования к поиску, открытию, побед над собой.

Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребенка, кроме нравственной.

4. Метод равноправного духовного контакта.

Он основан на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем. Педагоги и дети - равноправные члены клубов, драмматических коллективов, хоров, творческих объединений, основанных на демократическом общении.

5. Метод воспитывающих ситуаций.

То есть вызванных к жизни (специально создаваемых) процедур самореализации, доверия, мнимого недоверия, организованного успеха, саморазвивающего дела и т.п.

6. Метод импровизации.

Импрум (англ)- самопроверка, улучшение, усовершенствование.

Жизнь детей импровизированна. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. Дети очень легко поддаются внушению. Пример одного входит в подсознание другого, минуя разнотональность сознания.

В результате включается этот древний, пришедший от прародителей механизм.

Импровизация- действие не осознанное и не подготовленное заранее, так сказать, экспромт.

Импровизация выводит на практическую и творческую предприимчивость. Искусство импровизации - это порождение искуса, соблазна, творческого успеха.

Импровизация базируется на синдроме подражания с применением своего авторского начала.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Методическое пособие «в помощь педагогам дополнительного образования и вожатым» Составил: преподаватель iconМетодическое пособие по итогам городского конкурса «Здоровое поколение третьего тысячелетия»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный (профильный)...
Методическое пособие «в помощь педагогам дополнительного образования и вожатым» Составил: преподаватель iconМетодическое пособие по теме «Приемы лепки элементов пейзажа»
«Приемы лепки элементов пейзажа» предназначено для педагогов, занимающихся тестопластикой в системе дополнительного образования и...
Методическое пособие «в помощь педагогам дополнительного образования и вожатым» Составил: преподаватель iconГ. Благодарный, Ставропольский край Творческий проект
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей»
Методическое пособие «в помощь педагогам дополнительного образования и вожатым» Составил: преподаватель iconМетодическое пособие 1 2011 методическое пособие состоит из занятий, игр, лекториев, разработанных и проведенных участникми проекта «од ладаат»
«чат»: участников приглашают в чат, где они смогут обсудить самые разные аспекты
Методическое пособие «в помощь педагогам дополнительного образования и вожатым» Составил: преподаватель iconУчебно-методическое пособие Тамбов
К61 Говори и наслаждайся: Учебно-методическое пособие. Тамбов: Изд-во Тамб гос техн ун-та, 2006. 144
Методическое пособие «в помощь педагогам дополнительного образования и вожатым» Составил: преподаватель iconМетодическое пособие по истории средних веков методическое пособие предназначено в основном для студентов
И все же основная цель пособия помочь учителям, впервые приступающим к работе с курсом истории средних веков
Методическое пособие «в помощь педагогам дополнительного образования и вожатым» Составил: преподаватель iconМетодическое пособие для замещающих родителей Методическое пособие для заМещающих родителей
Материалы, представленные на страницах пособия, позволят вам больше узнать об
Методическое пособие «в помощь педагогам дополнительного образования и вожатым» Составил: преподаватель iconУчебно-методическое пособие по латинскому языку и основам фармацевтической терминологии для фармацевтических факультетов
Аптечное дело. Рецепт. История и современность: Учебно- методическое пособие для фармацевтических факультетов. Воронеж
Методическое пособие «в помощь педагогам дополнительного образования и вожатым» Составил: преподаватель iconМетодические материалы в помощь педагогам Вологда, 2007
Ресурсная модель профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательном учреждении
Методическое пособие «в помощь педагогам дополнительного образования и вожатым» Составил: преподаватель iconМетодическое пособие с тематическими словниками и текстами для анализа для студентов факультета филологии и журналистики
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
recept.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©recept.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Recept