Главная страница

Поиск по названию:


Роль театра «самарт» в духовном воспитании юношества




Скачать 102.83 Kb.
PDF просмотр
НазваниеРоль театра «самарт» в духовном воспитании юношества
г о Самара
Дата конвертации27.12.2012
Размер102.83 Kb.
ТипРеферат
XXXIX  ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ 
 
 
 
 
 
Секция «К 80-летию театра «САМАРТ» 
 
 
 
 
 
 
Роль театра «САМАРТ» в духовном воспитании юношества 
 
 
 
 
 
 

Автор: 
Иващенко Григорий, 
ученик 11 А класса 
МОУ СОШ с углублѐнным 
изучением отдельных предметов 
«Дневной пансион-84» 
Кировского района 
г.о.Самара 
 
Научный руководитель: 
Аксенова Н.Л., 
учитель русского языка и литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Самара, 2010г. 
 
 

 
- 2 - 
Содержание. 
Введение……………………………………………………………………3-4 
Основная часть. Роль театра «САМАРТ» в духовном воспитании 
юношества…………………………………………………………………5-20 
Заключение………………………………………………………………. 21 
Список литературы……………………………………………………… 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
- 3 - 
 Введение.   
 
Актуальность  моей  работы  заключается  в  материале  исследования  -
театральных  постановках  театра  САМАРТ.  За  прошедшие  два  сезона  я 
посмотрел  в  этом  театре  несколько  постановок.  Многие  мои  сверстники 
предпочли  бы  театру  кино,  игровой  клуб  или  «ушли  бы»  в  компьютерную 
игру. Я тоже могу заниматься всем этим, но не пропускаю ни один спектакль 
театра САМАРТ, который я ещѐ не видел. Театр во многом экспериментален, 
для  постановок  приглашает  разных  режиссѐров,  в  труппе  много  молодых 
актѐров,  репертуар  театра  отличается  разнообразием.  Всѐ  это  привлекает 
меня  к  САМАРТу.  На  многие  спектакли  я  постарался  попасть,  потому  что 
там играли мои любимые актѐры: Роза Хайруллина (к сожалению, она ушла 
из  театра  САМАРТ),  Алексей  Меженный,  Павел  Маркелов,  Виктория 
Максимова, Маргарита Шилова. Когда я дарил после спектакля «Здесь живут 
люди»  по  пьесе  А.Фугарда  цветы  Розе  Хайруллиной,  я  сказал  актрисе,  что 
лучшей  игры  я  не  видел  ещѐ  никогда  и  что  она  потрясающе  играет. 
Несколькими соображениями об игре  актѐров я поделился на сайте театра с 
Павлом Маркеловым. Я так был рад, когда он мне ответил. Считаю, что те из 
самарцев, кто ни разу не был в этом театре, потеряли очень многое.  
 
Этот  театр  лечит  душу,  заставляет  мыслить,    доставляет  эстетическое 
наслаждение  и  очень  ждѐт  зрителей.  Людмила  Владимировна  Сушко  – 
педагог театра – всегда помогает нашему классу достать билеты в САМАРТ, 
а  на  премьеру  спектакля  «Бумбараш»  нам  подарила  билеты  администрация 
театра.  Наши  отзывы  на  спектакль  «Отцы  и  дети»  были  опубликованы  в 
театральной  газете  САМАРТа,  которая  издаѐтся  в  печатном  и  онлайновом 
варианте.    Посещение  театра    САМАРТ  –  это  уже  неотъемлемая 
составляющая моего культурного и духовного развития. Я надеюсь, что моя 
работа привлечѐт и других к этому театру. 
 
Предмет исследования – театральные постановки театра САМАРТ. 
 
Объект  исследования  –  эстетическое  и  духовное  влияние  спектаклей 
на подрастающее поколение.  

 
- 4 - 
Цель  исследования  –  проанализировать  репертуарную  политику  театра 
САМАРТ  для  подростковой  и  юношеской  аудитории  и  поделиться  своими 
впечатлениями об увиденных спектаклях.  
 
 Я  знаком  со  многими  критическими  отзывами  о  постановках 
спектаклей  этого  театра, но  у  меня  есть  и  свои  собственные  соображения и 
опыт в оценке работы САМАРТа. 
 
Метод исследования – наблюдение.  
 
Предполагаемая  гипотеза:  выбор  репертуарной  политики  театра 
определяется  не  сиюминутной  модой  или  очередным  политическим 
поветрием,  а  установкой  на  культурное  и  духовное  развитие  подростков, 
привлечением их к работе души, сердца и ума.  
 
 
Задача критика - не только дать оценку, но и привести зрителя в 
театр.  Задача  моей  работы  -    рассказать  о  спектаклях  через  призму 
личностного  восприятия.  
 
Эмоциональный тон работы объясняется желанием раскрыть чувства и 
переживания при просмотре спектакля. 
 
Прежде чем писать работу, я встретился с педагогом театра  САМАРТа  
Сушко  Людмилой  Владимировной,  критические  материалы  предоставила 
заведующая  литературной  частью  Ползикова  Елена  Сергеевна.  Радушный 
приѐм, который мне оказали в театре, обязывает к серьѐзной работе над этой 
темой. 
 
Театр  не  нуждается  в  раскрутке,  билеты  достать  практически 
невозможно.  Как  ни  сетуют  критики,  что  прошли  те  времена  ,  когда  театр 
был средоточием жизни в городе, но хочется верить, что усилия  САМАРТа в 
просвещении  и  окультуривании  самарцев  не  пройдут  даром.  Почему  бы 
театру и не стать средоточием духовной жизни самарских подростков. 
 
 
 
 
 
 

 
- 5 - 
 Духовная работа театра САМАРТ 
 
Пьеса А.Фугарда предназначена, конечно, для взрослой аудитории, но 
пропустить  спектакль  с  Розой  Хайруллиной  в  главной  роли,  я  не  мог.  Не 
пожалел  об  этом  ничуть.  Не  смутило  меня  и  бранное  нецензурное  слово, 
вырывающееся  в  одновременном  порыве  гнева,  бессилия  и  отчаянного 
чувства  одиночества  из  уст  героини.  Интересна  была  реакция  на  вызов 
актрисы зрителей – зал в едином порыве ахнул. В этом вздохе чувствовалось 
осуждение, но реплика скорее оправдана вот чем: накалом страстей, образом 
героини,  попыткой  автора  пьесы  А.Фугарда  убрать  лицемерие  и  из  в  слов 
персонажей.  Если  кто-то  и  категорически  против  таких  экспериментов,  то, 
наверное, простит актѐров, автора пьесы и режиссѐра Александра Кузина за 
другие великолепные находки в этом спектакле. 
 
Пьеса  об  одиночестве.  Одиночество  человека  в  большом  городе. 
Одиночество  нагоняет  героиню,  когда  приближается  старость  и  любимый 
человек  отдаляется  от  неѐ,  не  желая  стареть  вместе  с  Милли.  Кода  она, 
открыв дверь дома, обращается к несущимся мимо машинам: «Люди, куда вы 
все едете? Возьмите меня с собой!» - в ответ равнодушное шуршание шин. В 
этой маленькой гостинице благополучие обходит героев стороной. Дон никак 
не  может    завершить  своѐ  психологическое  образование:  слишком  ленив  и 
умѐн одновременно. Шорти и Сисси никак не могут наладить свою личную 
жизнь,  хотя  в  браке  живут  несколько  лет.  Никто  не  поможет  Шорти  стать 
умным,  задержки  развития  в  детстве  влияют  и  на  его  взрослую  жизнь.  
Аллерс, предавая Милли, неуклюж в своей попытке убежать от возраста (на 
сцене герой появляется на минуту, но мы уже столько знаем о нѐм от Милли, 
что поневоле смотрим на героя глазами хозяйки гостиницы). Как ни пытается 
актѐр Юрий Земляков пройтись по сцене этаким франтом, принарядившимся 
для  свидания,  но  фигура  его  героя  сгибается  под  осуждающим  взглядом 
Милли и зрителей. 
 
День  своего  рождения  Милли  организовывает,  шантажируя  своих 
постояльцев, хотя Дон и предупреждает еѐ, что ничего хорошего из этого не 

 
- 6 - 
выйдет,  и  только  недалѐкий  Шорти  рад  хоть  какому-то  разнообразию  в 
жизни, тем более, что Сисси ушла опять  в ночь куда-то без него, вызывающе 
принарядившись.  Ничего  хорошего  и  не  получилось:  взбешѐнный  напором 
Милли,  Дон  говорит  всю  правду  о  жизни  и  чувствах  Милли  и  Шорти  –  в 
ответ слышит от них горькую правду о себе.  
 
Действие  пьесы  разворачивается  в  столовой  комнате  гостиницы, 
которая  одновременно  является  и  кухней.  Героев  –  четыре  человека. 
Действие  фабульно  почти  не  разворачивается,  персонажи  произносят 
длительные  монологи  и  часто  эти  реплики  не  событийны,  а  представляют 
собой  философские  и  психологические  наблюдения  над  жизнью.  Речь 
бездельника    Дона  вообще  пересыпана  научными  терминами  из  области 
психоанализа.  Казалось  бы  тут  мне  как  подростку  и  заскучать,  но  я  не  мог 
оторвать глаз от сцены: со мной театр разговаривал как со взрослым, ничего 
не пряча и не договаривая. Жизнь взрослых людей была передо мной во всей 
еѐ  неоднозначности  и  сложности.  Взрослый  человек  заходится от  отчаяния, 
потому что на юбилей за еѐ же деньги нерадивые молодые люди купили не 
круглый, а квадратный торт. Не может быть в день пятидесятилетия на столе 
квадратный торт, только круглый, из детства. Недоучившийся психолог Дон, 
дурачок  Шорти  и  осознавшая  закат  своей  жизни  Милли,  не  отрываясь, 
глядят,  как  в  кастрюле  выкукливаются  червяки  шелкопряда.  Этих  куколок 
шелкопряда втайне от Милли положил в кухонную кастрюлю Шорти. У него 
никогда не будет детей с Сисси  – и он искренне радуется рождению жизни 
шелкопряда. Странные эти люди, взрослые, но заставляют задуматься, как же 
прожить  свою  жизнь  так,  чтобы  тебя  в    еѐ  конце  не  схватило  с  таким 
отчаянием  одиночество,  и  как  достойно  принимать  любой  возраст.  А  ещѐ 
пьеса  учит  прощать.  Как  жить  рядом  с  такими  людьми,  как  Шорти,  Сисси, 
Молли,  Аллерс?  Отшатнуться,  чтобы  тебя  не  захватили  их  несчастья,  или 
вместе  с  ними  научиться  смотреть  на  куколок  шелкопряда,  а  может  быть, 
пойти  и  купить  Молли  круглый  торт;  откровенно  сказать  Аллерсу,  что 
бросить  Молли,  когда  ей  плохо  (а  лучшие  годы  своей  жизни  она  отдала 

 
- 7 - 
Аллерсу)  –  предательство;  попросить  Дона  нарисовать  психологический 
портрет, а Шорти  и Сиси просто пригласить как семью к себе в гости? 
 
 Пьеса  об одиночестве  отчаяния не принесла в мою душу  это  чувство, 
потому что актѐры  и режиссѐр не поучали, а доверительно разговаривали со 
зрителям  о  жизни,  как  бы  приглашая  всех  за  обеденный  стол.  Я  согласен  с 
автором пьесы,  что  в  жизни  много  несуразностей,  обид  и тревог,  но  она не 
перестаѐт от этого быть жизнью. Молли сейчас трудно, придѐтся смириться с 
бесцветностью  существования,  но  у  неѐ  есть  ещѐ  время  ворчать  по  поводу 
поведения  Аллерса,  ругаться  с  Доном,  подтрунивать  над  Шорти  и 
заботиться, как умеет, обо всех них.  
 
Пронзительных  сцен  в  этом  спектакле  много,  но  мне  в  память 
врезалась  сцена,  когда  Шорти  трогательно  и  неумело  раздевает  свою 
вернувшуюся  под  утро  и  рыдающую  жену,  чтобы  отнести  еѐ  наверх  и 
уложить спать. Не ругает, не поучает, а в который раз показывает ей, как он 
еѐ  любит  и  как  он  к  ней  привязан.  И  этому  недалѐкому  человеку    в  эту 
минуту завидуют и Молли, и  Дон. Счастлив  Шорти в этой привязанности и 
в своѐм непонимании законов   «нормального» мира.  
 
Второго состава актѐров у этого спектакля нет. Роза Хайруллина, Павел 
Маркелов,  Алексей  Меженный,  Виктория  Максимова,  Юрий  Земляков 
составляют  тот  единый  актѐрский  ансамбль,  который  проживает  два  акта 
спектакля как свою собственную жизнь.  
 
Этот  спектакль  разрушает  представление  многих  о  том,  что  театр 
связан лишь с классикой, что современные пьесы часто не трогают зрителя. 
 
В  театре  САМАРТ  умеют  ставить  и  классику.  На  одном  дыхании  я 
смотрел постановку «Таланты и поклонники» с белоснежными декорациями 
и белыми одеждами героев. Очень разные актѐрские работы и одновременно 
не рассыпающееся на мизансцены монолитное действие.   
 
Начнѐм  с  главного  вопроса:    кого  играет  Михайлова  (Сашенька 
Негина) : идеал,  любимую женщину, актрису?  

 
- 8 - 
 
Нет, не актрису играет Татьяна Михайлова, а женщину. И эта женщина 
у себя дома. Для неѐ дом – это и театр, и стены еѐ квартиры. 
 
По  разную  сторону  баррикад  не  таланты  и  поклонники,  (трагик  с 
купчиком  не  разлей  вода,  Смельская  умеет  пользоваться  слабостями 
Дулебова  и  Великатова).    Талант  Негиной,  тот,  который  и  играет  Татьяна 
Михайлова,  - умение оставаться самой собой. Как часто такие люди в жизни 
нам кажутся сухими и резкими, они-то не подстраиваются под окружающих. 
Зритель верит в успех  Сашеньки, потому что она себе не изменяет. Как? А 
расставание  с  Петей  Мелузовым?    Самая  пронзительная  сцена  в  спектакле: 
Сашенька  при  прощании  отдаѐт  студенту  свою  косу.  В  зале  стоит  мѐртвая 
тишина.  Что  для  Пети  является  потрясением  –  выбор  Негиной,  для  зрителя 
давно очевидно.  
 
Очевидно,  что  не  Негина  ищет  встреч  с  Мелузовым,  он  становится 
частью  интерьера  еѐ  дома,  а  под  конец  украшает  собой  и  крышу.  Как  не 
потянуться Сашеньке к Великатову, когда для неѐ самая страшная трагедия – 
остаться без сцены. Помня о лошадях  Великатова, все забывают, что именно 
он  положил  вновь  провинциальный  город  к  ногам  актрисы,  спася  еѐ  от 
нищеты  и  забвения.  У  него,  конечно,  свои  резоны.  Он  без  околичностей 
говорит  о  своѐм  предложении,  открыто  добивается  расположения  Домны 
Пантелеевны. Но последнее слово за Сашенькой. 
 
Когда вокруг все играют то в учѐных студентов, то в пьяных трагиков, 
то    в  похотливых  ухажѐров,  то  в  блаженных  старичков,  хочется  оставаться  
просто женщиной. Что делать, если вокруг нет достойных?  
 
Как-то  обошла  стороной  критика  роль  Смельской,  которую  играет 
Виктория  Максимова.  А  еѐ  героиня  как  никто  объясняет  и  подчѐркивает 
характер Негиной. Как ни умело она добивается подарков и знаков внимания 
от Дулебова и Великатова, но не еѐ последний увозит к себе в имение и не 
против  неѐ  строит  козни  старый  князь.  Максимова  очень  жизненна  в  этой 
роли: еѐ героини надо не так много, как Негиной, и она не умеет, как Негина, 

 
- 9 - 
оставаться сама собой. Она скорее уж и не помнит, какая она без актѐрского 
грима и затверженных фраз и жестов. 
 
А  Сашенька  Негина  помнит,  знает и  отстаивает  эту  «неартистичность 
жизни».  В  некоторых  сценах  Максимова  как  бы  переигрывает  Михайлову: 
смотрится  артистичнее,  раскрепощѐннее    как  актриса,  знает  больше  о 
закулисных  историях  и  «поклонниках».  Но  она  теряется  как  личность  на 
фоне Михайловой.  Из своего болота Смельская не уедет. 
 
Михайлова играет в пьесе  не простоту, как пишут некоторые критики. 
Она  играет  сильную  (не  идеальную)  натуру,  у  которой  «да»  -  это  «да»,  а 
«нет», означает только «нет». 
 
Как  заговорѐнные  критики  пишут,  что  спектакль  поднимает  тему 
продажности таланта и что эта тема звучит в пьесе как никогда актуально. Но 
почему  же  не  увидели  сильную  женщину,  которая  умеет  делать  нелѐгкий 
выбор и не прячется за красивые фразы. 
 
Парадокс, но от актѐрства остальных Негина оберегает своѐ жизненное 
пространство. 
 
Контраст,  который  создаѐтся  оттого,  что  Негина  играет  реальную 
женщину,  а  окружающие,  в  том  числе  и  зрители,  ждут  «театра»,  создаѐт 
определѐнное напряжение пьесы.   
 
Много  пишут  о  том,  как  Негина  целует  руку  Великатову.  В  этом 
многое  от  унижения  -  пишут  критики  Возможно,  но  целует  Негина  руку 
Великатову добровольно и сразу выпрямляет спину: надо было пройти через 
это – прошла. Надо было смотреть  на прощание в глаза Петру – посмотрела. 
даже если не поймѐт и не простит, по-другому она не поступит.  
 
Расставание сильных характеров усиливает трагизм пьесы, но поверили 
бы мы в красивую сказку? САМАРТ рассказал нам историю из жизни. 
 
 Театр  САМАРТ  приучает  зрителя  к  разнообразию  мироощущения. 
«PALIMPSESTON» - спектакль-пластика. Два актѐра: мужчина и женщина во 
всех  ипостасях.  Влюблѐнные.  Муж  и  жена.  Мать  и  сын.  Спектакль  как  бы 
вращается  вокруг  своей  оси,  оси  жизни.  Персонажами  заявлены  в  афише  и 

 
- 10 - 
один  килограмм  риса,  и  полкило  муки,  и  триста  грамм  варенья,  и  толстая 
шерстяная  нить,  и  простыня,  и  чемодан,  и  даже  три  батона  белого  хлеба. 
Инструмент  актѐров  –  жест,  взгляд,  обыгрывание  предметов.  Жѐлтый 
половик-круг становится и песчаным пляжем, и бурным житейским морем, и 
супружеской  кроватью.  Роль  женщины  и  мужчины  в  жизни.  Открытий  для 
меня  в  этом  спектакле  не  было,  но  было  очарование  узнавания  житейских 
ситуаций. Вот Ольга Агапова, играя заботливую мать, не желает признавать, 
что сын вырос и  заботливо подвѐртывает  Алексею Меженному штанины его 
брюк  –  пусть  смотрится  мальчиком,  не  мужем.  Но  сын  опять  превращает 
шорты в брюки: наступила пора самостоятельной жизни. 
 
Когда  зрителям  отдаѐт  хлеб-детей  актриса,  пряча  их  от  мужа:  их 
рождения  он  не  ждѐт.  Он  устал  зарабатывать,  чтобы  прокормить 
родившегося одного. Забавна в своей жизненности сцена, когда жена-ворона 
требует  достать    пропитание    в  невозможных  условиях.  Влюблѐнного 
Алексей  Меженный  показывает  в  образе  заигравшегося  молодого  кобелька. 
Как играть любовную сцену, не задевая этических и эстетических ощущений 
зрителя,  многие  театры  могли  бы  поучиться  у  самартовцев:  рис,  который 
рассыпает на теле женщины мужчина, несѐт многозначность значений. Жест 
руки  заменяет  движение  тел.  Потом  Алексей  Меженный  бережно 
подвязывает    в  простыне  три  буханки  хлеба  к  животу    актрисы  Ольги 
Агаповой. Но все ли трое детей будут желанны? 
 
Всѐ  пройдя  и  всѐ  перетерпя,  героиня  Агаповой  вновь  возвращается  к 
тарелке  с  вареньем,  и  в  еѐ  жесте  и  глазах  читается  стремление  начать  всѐ 
сначала,  с  нового  листа.  Актриса  стареет  за  спектакль,  а  в  конце  вновь 
становится  молодой.  Символично,  что  старой  женщину  делают  и  муж,  и 
ребѐнок,  но  они    же  делают  еѐ  и  счастливой.  Очень  много  в  спектакле, 
несмотря  на  всю  философскую  глубину,  метко  подмеченных  жизненных 
наблюдений: изображая рождение ребѐнка, актриса бежит десять кругов всѐ 
быстрее  и  быстрее,  изнемогая  и  тяжело  дыша.  Алексей  Меженный, 

 
- 11 - 
изображая  счастливого  мужа,  беззаботно  и  весело  сначала  считает  круги, 
выкидывая пальцы.  
 
Во  время  спектакля,  актѐр  Алексей  Меженный  повредил  ногу,  но  не 
ушѐл со сцены, а доиграл до конца. Хромая, вышел на поклоны, а потом его 
увезла  скорая.  Не  смог  он,  несмотря  на  боль,  предать  зрителя  и  предать 
спектакль.  Хочу  думать,  что  подаренные    актѐру  нашим  классом  розы, 
помогли  актѐру  справиться  с  этой  бедой.  Мы,  зрители,  получили  ещѐ  один 
урок преданности своему делу. 
 
Спектакль  «Василий  Тѐркин»    я  смотрел  несколько  раз.  Сама  идея 
показать  Теркина  в  различных  обличьях  интересна  и  оправдывает  себя  и 
сценически, и расширяет границы поэмы А.Т.Твардовского. САМАРТ может 
всѐ. Даже доски сцены в этом спектакле – часть театрального действа. Меня в 
этом  спектакле  покорило  всѐ:  и  выход  на  сцену  в  качестве  автора  актѐра-
фронтовика  с  его  боевыми  наградами;  мизансцены,  которые  врезаются  в 
память:  склоняющаяся  над  Теркиным  смерть,  медсестра-ангел,  женщины, 
танцующие  не с мужьями, а с фуфайками в руках; военная кинохроника на 
стенах театрального зала. Окончание войны – очищающая от пыли, копыти и 
крови  баня.  
 
На  этом  спектакле  переживаешь  всю  доступную  человеку  гамму  
чувств:  и  когда  рядом  смерть,  и  когда  рядом  вопреки  войне  шутки, 
прибаутки  и  смех.  Кто  он?  Тѐркин?  Герой?  Балагур?  Смекалистый  парѐнек 
или опытный мужчина? Он один и он все, кто был на войне. Зрители в зале 
на этом спектакле не просто зрители, а благодарные потомки и правнуки тех, 
кто  победил  в  той  страшной  воне.  Когда  мы  ехали  из  театра  и  я  делился 
своими  впечатлениями  о  спектакле  с  отцом,  он  сказал  мне,  что  для  него 
среди всех официальных праздников нашей страны самым главным является 
– День Победы. Если бы я не посмотрел этот спектакль, я бы, наверное, не до 
конца понял бы смысл высказывания моего отца.  
 
Восстановленный спектакль «Бумбараш»  - ещѐ одна удача САМАРТа. 
Здесь  все:  красные,  белые,  монархисты  и  зелѐные  –  прежде  всего  люди  со 

 
- 12 - 
своей  правдой  и  неправдой,  пониманием  и  непониманием  того,  что 
происходит  в  стране.  Бандитка  Софья  (засл.арт.РФ  Маргарита  Шилова)  со 
своей правдой о революции и гражданской войне задела меня также,  как и 
великолепная  трагикомическая игра Дениса Бокурадзе в образе Яшки. Дуэль 
Меженного  и  Маркелова  заканчивается  гибелью  Варвары.  Эпоха  войн  и 
революций 
калечит 
людские 
судьбы. 
Бумбараш 
нужен 
всем 
противоборствующим  сторонам,  а  кому  дело  до  переживаний  героя 
Маркелова? Зрителям.  Спектакль  учит  думать.  Думать  о  временах,  которые 
мы не выбираем, а в них живѐм и умираем. 
 
Я  невольно  всегда  вздрагивал,  когда  на  сцене  появлялся  Рыжий 
командир  (засл.арт.РФ  Игорь  Данюшин).  противоречить    ему  и  спорить  с 
ним бесполезно. Такие характеры сделаны из железа. 
 
Павлу Маркелову удалось передать всю трагедию судьбы Бумбараша: 
не  удаѐтся  уйти  от  истории  в  личное  счастье  и  любовь.  Она,  как  Рыжий 
командир, ни о чѐм не спрашивает, а просто подчиняет себе. Когда Бумбараш 
и Гаврила, братья и  одновременно заклятые враги, поют вместе финальную 
песню, а между ними лежит убитая Варвара (Марина Феофанова) – зрителю 
понятной  до  конца  становится  общая  концепция  спектакля:  когда  нас 
захватывают идеи, нужно остановиться и вспомнить, что сначала мы люди, а 
уже  потом  части  социальной  системы.  Спектакль»Бумбараш»  -  спектакль 
размышление и спектакль-предупреждение. 
 
С классом мы смотрели постановку спектакля «Отцы и дети», когда на 
экранах  шѐл  одноимѐнный  фильм.  Утверждаю  и  буду  утверждать,  мой 
Базаров – это образ, созданный Алексеем Меженным. 
 
В  одном  из  интервью  актѐр  сказал,  что  находит  в  себе  самом  много 
черт,  сходных  с  Базаровым,  отсюда  –  актѐрская  удача  в  решении  этого 
образа.  Меженный  играет  волевого,  целеустремлѐнного  жѐсткого  человека, 
не  щадящего  ни  себя,  ни  других.  Его  правда  заставила  возмутиться  Павла 
Петровича,  не  принимающего  новое  время  и  новых  героев.  В  дуэль  между 
Базаровым  и  Павлом  Петровичем  по  замыслу  режиссѐра  Георгия  Цхвирава 

 
- 13 - 
вмешивается  постоянно  мирная  жизнь  Николая  Петровича  и  Фенечки, 
влюблѐнность  Кати  и  Аркадия.  Базаров  в  этом  спектакле  выходит 
победителем из всего, даже в борьбе со смертью. В этом театре актѐры умеют 
играть  единым  ансамблем,  но  в  этой  постановке  главную  партию  ведѐт 
Базаров,  первопроходцам  всегда  трудно,  впереди  нет  торной  дороги, 
единомышленников  надо  завоѐвывать,  от  любви  и  дружбы  ради  дела  надо 
отказываться. При внешнем спокойствии героя Алексею Меженному удаѐтся 
передать внутреннюю борьбу и переживания героя. 
 
Зрительских мест на спектакле всего шестьдесят. Это верное решение. 
Актѐры практически говорят все реплики прямо в лицо зрителям. Ощущение. 
что ты сам на сцене, среди героев. 
 
Боль  стариков  Базаровых  Актриса  Елена  Туринская  и  Валерий 
Скорокосов передают с такой силой актѐрского дарования, что я ещѐ очень 
долго находился под впечатлением этой сцены. 
 
Спектакль  жив,  если  он  вызывает  споры  и  размышления.  Мне 
пришлось  поспорить  с  одним  из  моих  одноклассников,  который  не  принял 
жѐсткой  игры  Татьяны  Михайловой.  В  противостоянии  Базарову  она 
достойный  противник.  И.С.  Тургенев  подчѐркивает  в  тексте  романа  еѐ 
сдержанность,  хладнокровие  и  рассудительность.  Иначе  ей  не  обыграть 
Базарова, не устоять перед его напором. 
 
Линия ведения образа, которую выбрала актриса, объясняет еѐ разрыв с 
Базаровым.  Она  играет  с  огнѐм  до  определѐнного  предела.  Признание 
Базарова открывает перед ней пропасть, которую она видит, опираясь на свой 
жизненный опыт. 
 
В  отличие  от  «эмансипе»  Кукшиной  (Марина  Романенко)  Одинцова 
дорожит  своей  репутацией    и  аристократическим  происхождением. 
Характерная  актриса  Марина  Романенко  умело  оттеняет  отличие 
раскрепощѐнности соей героини от уверенности в себе Одинцовой. 

 
- 14 - 
 
Игра  Дмитрия  Добрякова  оживляет  действие.  Вездесущий  лакей  Пѐтр 
на  то  и  вездесущий,  чтобы  кругом  успевать  и  полунамѐком  и  полужестом 
давать свою оценку происходящим событиям. 
 
В спектакле удалось сохранить многоголосие романа И.С.Тургенева. 
 
Самым современным спектаклем САМАРТа я бы назвал «Ревизор». Я 
прочитал  много  критических  статей  об  этом  спектакле.  Со  многим  я 
согласен.  Замечательно  решение  режиссѐра  А.Кузина  –  разместить  сцену  в 
центре зрительного зала: зритель сидит по сторонам и ему некуда деваться, 
нет закулисного пространства. На сцене безудержная суета, суета на пустом 
месте. Эта мысль звучит в спектакле довольно точно. Сцены избиения купца 
Абдулина    и  Бобчинского  и  Добчинского  жестоки,  но  такова  реальность 
мира.  Жестокость  маленьких  людишек  «мишек»  противопоставлена 
трогательной человечности Бобчинского и Добчинского, чуть намеченной в 
спектакле,  но  всѐ  же  ощущаемой.  Неожиданен  акцент  в  спектакле,  когда 
немая тѐтка и немым языком рассказывает зрителям, что приехал настоящий 
ревизор. Народ как всегда безмолвствует. 
 
На спектакле получилось так, что Сквозник-Дмухановский произносил 
свой  монолог очень  близко от  меня.  С актѐра  Скорокосова    катился  градом 
пот. Он проиграл, с достоинством проиграть Хлестакову нельзя. Городничий 
обыграл сам себя и проиграл  сам себе. Наверное, так, как играл Скорокосов, 
и доложен выглядеть крах, крах чиновника, зарвавшегося от власти. 
 
Театральный  критик  Татьяна  Журчева  увидела  в  образе  Хлестакова 
отголосок  современных  театральных  звѐзд:  манерность  и  свободу,  которые 
не  ограничиваются  ни  умом,  ни  предсказуемостью  поступков.  Павлинья 
поступь  героя  может  навеять  подобную  аналогию,  да  и  его  столичная 
одежда.  Павел  Маркелов  уловил  пустоту  и  «лѐгкость  в  мыслях 
необыкновенную» своего героя. 
 
У меня при просмотре спектакля всѐ время крутилась в голове мысль: 
«Если  на  актѐрах  будут  не  мундиры  позапрошлого  века,  а  современные 
костюмы; если дамы оденут не кринолины, а современные тряпки – текст не 

 
- 15 - 
придѐтся изменять, то есть осовременивать. Пьеса девятнадцатого века также 
остро  поднимает  проблемы    двадцать  первого  века.  Система  монолитна  и 
трудно меняется: также до бога высоко, а до царя далеко. Человек в системе 
– чиновник, и живѐт он не по людским законам, а по законам системы. 
 
В  спектакле  «Вино  из  одуванчиков»  играют  почти  все  актѐры 
САМАРТа. Это мюзикл по пьесе Михаила Бартенева. Я не запомнил мелодий 
спектакля,  наверное,  там  не  было  хита,  на  котором  обычно  и  держатся 
мюзиклы.  Но  мне  понравилось  всѐ,  что  творилось  на  сцене.  Я  был  удивлѐн 
рецензиями  на  спектакль,  где  говорилось,  что  можно  выделить  только  игру 
Розы Хайруллиной, а метания всех остальных персонажей на сцене  остаются 
лишь  просто  общим  фоном.  Я  категорически  не  согласен.  В  книге  Рэя 
Брэдбери  герои  сохраняют  запах  трѐх  месяцев  лета,  добавляя  в  вино 
одуванчики  каждого  дня.  Так  история  Дугласа  Сполдинга  состоит  из 
разноцветных картинок жизни: от запаха земли из оврага  до завета бабушки, 
что не надо никому  доверять  чинить крышу  своего дома, а  надо  это делать 
самому. Беззащитно трогательна и глупо-романтична миссис Бэнтли. Детское 
платьице  у  неѐ  за  спиной  –  знак  сумасшедшей  и  одновременно  знак 
прощения.  Лео  и  Лима  Ауфман  –  образец    тысяч  и  тысяч  семей,  которые 
несчастливы одинаково. 
 
 На  фоне  одной  любовной  истории  Дугласа  Сполдинга,  которая  не 
имеет  завершения,  разыгрываются  истории  других  судеб.  Никто  не  может 
помочь  полковнику  Фрилею,  можно  только  поверить  в  его  больное 
воображение и подыграть ему; не  увезти Лео Лиину в Париж, не вернѐтся к 
Дугласу  друг  Том.  В  жизни  другого  поколения,  других  людей  всѐ  начнѐтся 
заново:  дружба,  любовь,  открытия  и  войны.  Всѐ  по  кругу.  Круг  будет  в 
центре сцены, подчѐркивая жизненный круговорот. Сквозной мотив Парижа, 
города,  к  которому  стремятся  герои  или  хранят  воспоминания  о  нѐм  –  не 
случаен.  Этот  город  –  символ  любви  и  жизни.  Красотки  варьете.  которые 
заполняют сцену,  символ  праздника  для  всех  – персонажей,  зрителей.  Я бы 
назвал этот спектакль сказкой  из разбитых осколков зеркала. Но это зеркало 

 
- 16 - 
не  Снежной  Королевы,  а  зеркало  любви  к  жизни,  какой  бы  она  ни  была. 
Жизнью  мы  часто  называем  события  в  нашей  жизни,  забывая  оттенки, 
например, запахи из детства или лица соседей.  
 
Спектакль  учит  дорожить  каждым  мгновением  нашей  жизни.  У  всех 
нас есть друзья, соседи, любимые люди, свои секреты и свои воспоминания. 
Почему  мы  забываем  одни  события,  но  помним  другие?  Почему  проходим 
мимо одних людей,  но никогда не забываем других и готовы уйти из жизни 
вместе с ними? 
 
Если в каждое мгновение спектакля вспоминается что-то своѐ, личное, 
то тогда спектакль – твой. И тогда ты не только зритель, но и участник и тебе 
не нужно объяснять название спектакля «Вино из одуванчиков». Сохранить 
запах  лета  также  трудно,  как  первые  ощущения  самых  разнообразных 
человеческих  эмоций  :  страха,  любви,  любопытства,  боли,  ненависти  и 
потерь, о  которых не уйти в жизни. 
 
Мудрый спектакль. Единство разбитых осколков. 
 
Любой  спектакль  театра  САМАРТа    начинается  со  сцены,  которую 
видит  зритель  до  начала  представления.    В  спектакле  «Валентин  и 
Валентина» по пьесе Михаила Рощина сцена – это комната, она небольшая и 
располагает к открытому разговору. Финал пьесы открыт. Отношения героев 
Сергея  Дильдина  и  Антонины  Коневой  не  завершены.  Кто  окажется  прав? 
Что  восторжествует?  Жизненный  опыт  родителей?  Чувства  влюблѐнных? 
Как  различить  увлечѐнность  и  глубокое  чувство?  Очень  хочется,  чтобы 
Валентин вернул Валентину, побежал за ней. Но куда он еѐ вернѐт? Жить им 
негде и не на что. Взрослость - это ответственность. Валентин начинает это 
понимать.  
 
В спектакле разворачивается на наших глазах не только драма главных 
героев,  но  и  их  родителей  и близких  людей.  Их  жизненный  опыт  не  может 
быть  отвергнут  героями.  Интеллигентную  мать  Валентины  играет  Е. 
Грушина,  а  Лизу-проводницу,  мать  Валентина,  играет  Е.Туринская.  За  их 
образами опыт разных социальных слоѐв и неудавшаяся личная  жизнь двух 

 
- 17 - 
женщин. Какой опыт из истории любви Валентины и Валентина усвоит его 
сестра?  Помогут  ли  Валентине  советы  еѐ  старшей  сестры  Жени?  Спасѐт  ли 
старшая сестра от  ошибок младшую? Ответы даѐт зритель, ориентируясь на 
свой  жизненный  опыт.  Камерность  спектакля  располагает  зрителей  к 
откровенным размышлениям и ответам. 
 
Преград на пути любви много, но если это настоящая любовь, то они ей 
не  страшны.  Мне  показалось,  что  главные  герои  будут  сражаться  за  свою 
любовь.  Их  размолвка  –  это  размолвка  неопытных  молодых  людей.  но  они 
ведь станут старше.  
 
В наш прагматический век театр САМАРТ говорит о ценности любви и 
еѐ значимости в жизни. Я был очень рад этому разговору. 
 
Ещѐ  камерней  спектакль  «Провинциальные  анекдоты»  по  пьесам  А. 
Вампилова. Честно признаюсь, когда прозвучало со сцены загадочное слово 
«метранпаж»  мы  все  повернулись  как  один  к  классному  руководителю, 
чтобы  узнать  значение  слова.  Как  один  начали  рыться  в  карманах,  когда 
актѐры  по  тексту  пьесы  просили  мелочь,  кто-то  даже  бросил  монетки  на 
сцену.  На  этом  спектакле,  который  состоит  из  двух  провинциальных 
историй,  равнодушных  зрителей  не  было.  Начиная  с  заслуженного  артиста 
Захарова,  который  играл  администратора  гостиницы,  актѐры  так  жили  на 
сцене  жизнью  своих  героев,  что  я  начинал  верить  в  реальность 
происходящего.  Поверил  ли  бы  я  сам  в  бескорыстность  человека,  который 
просто  так  дал  бы  мне  денег?  Нет  ли  в  моѐм  отношении  к  людям 
определѐнного снобизма или чувства превосходства, не оправданного ничем? 
Негромкий  спектакль,  обычные  житейские  истории,  но  они  не  выходят  у 
меня из  головы.  Не  хочется,  чтобы  в  моей  жизни  были истории, о  которых 
стыдно рассказывать другим людям. Дмитрий Добряков очень точно играет 
человека,  который  бы  и  рад  покаяться  перед  умершей  матерью,  а 
приходиться открывать душу перед чужими людьми. В этой пьесе всѐ очень 
похоже на реальную жизнь: трагедия и комедия идут под руку, чередуя друг 
друга.  

 
- 18 - 
 
М.  Ладо  написал  пьесу  очень  трудную  для  постановки  –  «Очень 
простую  историю».  Актѐрам  приходится  играть    домашних  животных, 
причѐм не аллегорию, а реальных братьев наших меньших: корову, лошадь, 
свинью,  петуха,  собаку.  Жизнь  животных  и  жизнь  людей  в  сюжете  пьесы 
переплетены.  Животные  готовы  умереть,  чтобы  родилась    дочка  Даши. 
Любят  друг  друга  Даша  и  Алексей,  но  любит  без  памяти  Свинья    своего 
Хозяина,  который  потом  и  зарежет  эту  самую  свинью.  История простая, но 
напоминает  известный  сюжет  пьесы  Шекспира  «Ромео  и  Джульетта». 
Вражда  кланов  и  любовь  детей  из  враждующих  семей.  Трагикомедия 
заканчивается  благополучно  для  новой  жизни,  но  за  неѐ  заплачено  жизнью 
отца  Алексея.  Зритель  эту  жертву  может  объяснить  по-разному:  спившийся 
человек  кончает  жизнь  самоубийством,  понимая  никчѐмность  своей  жизни, 
или  он совершает героический в своей жизни поступок, поверив в мистику 
происходящего.  Дух  захватывает  от  игры  Ольги  Агаповой  в  роли  Свиньи, 
она  поѐт  любовную  песню  своему  хозяину,    когда  он  ведѐт  еѐ  под  нож  . 
Появление  Свиньи-ангела  поначалу  и  не  понимаешь  ,как  принимать.  Она 
парит,  летает,  танцует,  прощает  –  что  не  всегда  умеют  делать  люди. 
Спектакль, на котором можно и наплакаться , и насмеяться. Образ болтуна-
правдолюбца петуха играет Павел Маркелов. актѐр, которому по силам  роль 
Хлестакова,  блестяще  изображает  петуха-крикуна.  Пѐс  Денис  Бокурадзе 
трогателен ,дружелюбен и верен своему хозяину, как не всегда  получается у 
людей. 
 
Рады  появившейся  жизни  и  животные,  и  люди.  Зрители  могут 
вздохнуть и передохнуть от напряжения очень простой истории. 
 
Спектакли  САМАРТа  учат  переживать,  думать  и  проживать  судьбы 
героев  пьес.  
 
Ни один из спектаклей САМАРТа не является рядовым, каждый чем-то 
интересен  по-своему,  но  каждый  из  них    -  это  духовная  работа  театра      в 
нашем  материальном  мире,  работа,  которая  воспитывает  зрителя  и 

 
- 19 - 
возвращает  его  изменившимся  в  реальный  мир.  О  себе,  по  крайней  мере,  я 
могу сказать именно так. 
 
Моя  история  общения  с  этим  театром  продолжается.  Хочется 
надеяться,  что  моя  работа    приведѐт  и  других  подростков  в  этот  очень 
нестандартный и интересный театр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
- 20 - 
Заключение. 
 
Выводы моей работы таковы: 
          -  спектакли САМАРТа  -  это успех  режиссѐров и актѐров; 
          -  репертуар  театра  отражает  проблемы  современного  мира,    любые      
постановки театра интересны современному зрителю;      
           -  единство и цельность спектаклей определяются многими факторами, 
но  ведущая  составляющая  –  умение  актѐров  театра  играть  в  ансамбле,  не 
перетягивать роль на себя; 
           -  в трактовке  образов актѐры   и режиссѐры исходят из современности 
проблем сегодняшнего дня;  
           - разнообразие репертуара привлекает в театр самого разного зрителя; 
 
- одушевление предметных вещей в спектаклях превращает декорации 
в полноценный образ вместе с музыкой к спектаклям; 
          -  неослабевающий интерес критики и зрителей к спектаклям определѐн 
перекличкой образов и идей нынешнего и ушедших веков; 
        -    театр  проводит  огромную  духовную  работу  по  воспитанию 
подрастающего поколения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
- 21 - 
Список литературы. 
      1.Аитова  Ксения  «Три  поросенка  нужно  ставить,  как  «Гамлета». 
«Репортѐр»,31.08.2007. 
      2. Аитова Ксения «Бокал наполовину пуст», «Самарская газета»,6.09.2007 
      3.Аитова  Ксения  «Этот  белый,  белый,  белый  мир…».  «Репортѐр», 
28.09.2007  
     4. Дмитриевская Марина «Мир дому сему». «Российская газета»,17-18,04, 
2005 
     5. Иванов Валерий «Все в белом…». «Самарские извести»,19.10.2007 
     6. Идельсон Ольга. «…белый голубь в чѐрной стае грачей»,27.10.2007 
     7.Идельсон  Олга  «К  нам  приехал  «Ревизор».  «Самарская  газета», 
5.04.2009 
 8.Сергеева Ольга «Островский по-чеховски». «Время», 1.10.2007. 
 9.Хавина Лилия «Виртуозная классика». «Культура»,. 27.09.07 
10.Шепелева  Анна  «Таланты  –  поклонникам».  «Российская  газета», 
28.09.2007. 
11.Эскина Наталья «Рецепт вина из одуванчиков». «Российская газета»,9-
15.02.2005. 
12.Эскина  Наталья  «Таланты  в  скупом  мещанском  царстве».  «Волжская 
коммуна»,29.02.2008 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
- 22 - 
 
 
 
 
 
 


Похожие:

Роль театра «самарт» в духовном воспитании юношества iconXxxix городская научно-практическая конференция учащихся секция «К 80-летию театра «самарт»
Основная часть. Два разноплановых актѐра театра «самарт» Заключение
Роль театра «самарт» в духовном воспитании юношества iconРазвитие интереса детей к традиционной народной культуре
И юношества №2 Г. Пензы центр развития творчества детей и юношества №2 г. Пен
Роль театра «самарт» в духовном воспитании юношества iconВалентина Модина, актриса Ульяновского театра кукол им. В. М. Леонтьевой, заслуженная артистка РФ аман Кулиев, главный режиссер Арзамасского драматического театра, заслуженный артист Карелии
Р о с с и й с к и й т е а т р : и н ф о р м а ц и я, п р о б л е м ы, т е н д е н ц и и
Роль театра «самарт» в духовном воспитании юношества icon«Детская сельхозакадемия» на Х сибирской агротехнической выставке «АгроОмск-2012»
Омской области и Областной библиотеки для детей и юношества. На площадке Детской
Роль театра «самарт» в духовном воспитании юношества iconИ адрес
Центр развития творчества детей и юношества «Центр компьютерных технологий» Зайцева Галина Анатольевна
Роль театра «самарт» в духовном воспитании юношества iconВ. А. Мочалов гкук «Пензенская областная библиотека для детей и юношества»
Н. И. Забродиной. В названной серии в последние годы вы- шли в свет ряд изданий по истории сёл Спасского района.*
Роль театра «самарт» в духовном воспитании юношества iconДню Театра «Сказочная страна»
Объединить детей в творческом процессе, раскрыть им интересный мир театрального искусства
Роль театра «самарт» в духовном воспитании юношества iconРодительское собрание "Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей"
Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьёй
Роль театра «самарт» в духовном воспитании юношества iconГеоргий Банников, художественный руководитель Саратовской областной оперетты Ирья Такала, актриса Национального театра Республики Карелия
Р о с с и й с к и й т е а т р : и н ф о р м а ц и я, п р о б л е м ы, т е н д е н ц и и
Роль театра «самарт» в духовном воспитании юношества iconАнкета для родителей. Что вы понимаете под словами «трудный ребенок»
Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка
Разместите кнопку на своём сайте:
recept.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©recept.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Recept