Главная страница

Поиск по названию:


Пояснительная записка




НазваниеПояснительная записка
страница1/49
Л В Занкова
Дата конвертации27.12.2012
Размер7.98 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49




q:\image0100.jpg

Основная образовательная программа МБОУ «Гимназия №1»



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный документ разработан педагогическим коллективом муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» Мытищинского муниципального района в соответствии:

- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Министерство образования и науки Российской Федерации.-М.:Просвещение, 2010);

- с рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (Начальная школа / (сост. Е. С. Савинов). - М.: Просвещение, 2010)

- концептуальных положений учебно-методического комплекта под редакцией Л.В. Занкова;

-концептуальных положений учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 век» под редакцией Н.Ф. Виноградовой;

- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования на 2011-2015 года.

Участники образовательного процесса: обучающиеся (от 6,5 до 11 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличии заявления родителей (законных представителей) ребенка с более раннего возраста, педагогические работники ОУ, родители (законные представители) обучающихся, Управляющий совет гимназии, ООО «Родительский совет».

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Актуальность программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Происходящие изменения в обществе не могли не сказаться на «портрете» ребенка, поступающего в первый класс. Можно следующим образом сформулировать важнейшие особенности, характеризующие современного первоклассника:

- резко возросла информированность детей, они перегружены информацией (СМИ, реклама, Интернет), зачастую ненужной и даже вредной;

- уменьшился интерес детей к чтению, уходят в прошлое традиции семейного чтения, что привело к определенному «эмоциональному голоду» и к потере у детей навыков смыслового чтения и слушания;

- возрос объем учебной деятельности ребенка до поступления в школу и, как

следствие, уменьшилась доля сюжетно-ролевых игр во времяпровождении

дошкольников;

- уменьшилось время общения дошкольника со сверстниками;

- увеличилось расслоение детей по уровню умственного и познавательного развития;

- возросла критичность мышления современных детей и, как следствие, усилилось чувство тревожности и недоверия к людям;

- увеличилось общение с детьми других стран и народов, что повлекло за собой, с одной стороны, развитие чувства толерантности, сопричастности ко всему человечеству, а с другой – рост ксенофобских настроений.

Отмеченные выше особенности современной эпохи существенно влияют на роль и приоритеты школьного образования.

Образовательная программа начальной школы гимназии направлена на удовлетворение потребностей:

• учащихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

• общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты.

В соответствии с особенностями детей, пожеланиям родителей и согласно профессиональному выбору учителей начальная школа гимназии работает по учебным методическим комплектам систем развивающего обучения Л.В. Занкова и «Начальная школа 21 век».

Системы обучения основываются на последних достижениях педагогической науки и практики, в том числе:

- на проблемно-ориентированном развивающем образовании - системно-деятельностном подходе к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);

- на результатах анализа и обобщения опыта применения в педагогической практике комплектов учебников по развивающим системам обучения;

- на идеях непрерывности, а также преемственности образования (детский сад - школа - вуз).

Образовательная программа начального общего образования МОУ «Гимназия №1» создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности, в первую очередь гуманитарной и научной направленности.

Обучение в начальной школе направлено на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования всем обучающимся разного уровня дошкольной подготовки (дети, посещающие и не посещающие детский сад), разного уровня владения русским языком. Специфика контингента учащихся начальной школы определяется тем, что, в основной массе, они посещают ДОУ №47,ДОУ № 56,ДОУ №57, центр дошкольной подготовки «Рощица». Во всех ДОУ имеются логопедические группы, проводится дошкольная подготовка. Между гимназией и ДОУ осуществляется непрерывная работа по преемственности в соответствии с планом работы в этом направлении. Это безусловно сказывается на подборе материала к урокам и занятиям по внеурочной деятельности по формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Дети имеют начальный уровень сформированности УУД: адекватную мотивацию учебной деятельности; предпосылки успешного овладения чтением и письмом; понимают условные изображения в любых учебных предметах; умеют произвольно регулировать своё поведение и деятельность; организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем.

Основными характеристиками личности, достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста являются:

  • смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей на ее базе развиваются важные учебные навыки и компетентности);

  • формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);

  • выносливость, произвольность и трудоспособность, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности;

  • эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);

  • приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;

  • усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).

Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться.

Исходя из вышесказанного, целью основной образовательной программы начального общего образования (в дальнейшем – ООП НОО) становится достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья, обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Для нас ценно:

1. Выполнение образовательного государственного заказа

2.Положительная динамика личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов на основе освоения УУД.

3. Комфортность обучения и работы всего коллектива гимназии

4.Удовлетворённость образовательными услугами учащимися и родителями

5. Конкурентоспособность гимназии в нише предоставления образовательных услуг.

Средства реализации заявленной цели:

1. Усвоение учащимися базового содержания учебных предметов и развитие личности обучающихся на основе освоения УУД.

2.Предоставление учащимся возможности выбора занятий по внеурочной деятельности и дополнительных образовательных услуг.

3.Широкое внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, информационно-коммуникативных технологий.

4. Реализация системно-деятельностного подхода в организации учебно-воспитательного процесса

Направленность ООП НОО МОУ «Гимназия №1»:

1. Решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.

2. Воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека.

3. Создание основы для основного общего образования.

Исходя из целей ООП НОО гимназии определены задачи:

- представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы и искусства и непосредственного познания;

- формирование основ творческой, проектной и исследовательской деятельности в разных областях науки;

- выявление и раскрытие индивидуальных особенностей обучающихся для составления маршрута обучения;

- повышенный уровень экономического и информационного образования, как

пропедевтика к обучению в основной школе;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;

- формирование желания и умения учиться.

В основе реализации ООП НОО МОУ «Гимназия №1» лежит системно – деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы дидактических принципов:

  • Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Обязательным условием его реализации является знание особенностей воспитанников, знание актуального уровня их развития. Осуществление этого принципа требует от учащихся максимального умственного напряжения при овладении знаниями. В напряжении ума, воли, чувств при решении сложной (но посильной) познавательной задачи ребенок развивается более интенсивно. Систематическая работа в зоне ближайшего развития неизбежно приведет к тому, что эта зона начинает «приближаться», быстрее станет уровнем актуального развития. А зона ближайшего развития будет при этом заполняться новым содержанием, на что будут ориентированы новые задания.

  • Ведущая роль теоретических знаний. Сущность принципа состоит в том, что он нацелен на глубокое осознание связей и зависимостей между теоретическим материалом как внутри одного предмета, так и между различными предметами. Осознание учениками связей между частями изучаемого материала предохраняют их от излишних перегрузок и способствуют осознанию структуры собственных знаний, умений и своей деятельности.

  • Осознание процесса учения. Направлен, прежде всего на то, чтобы ученик понимал: что и зачем он изучает, почему это важно для него; самостоятельно учился определять границы своего знания и незнания и на основе этого формулировать для себя цели и задачи учения; в процессе познания анализировать свою деятельность, успешность и неуспешность продвижения, анализировать причины и корректировать свои действия. Помимо этого, реализация данного принципа способствует развитию таких личностных качеств, как самоконтроль и самооценка, способствует выработке критериев оценки выполненной работы.

  • Быстрый темп прохождения учебного материала. Данный принцип затрагивает не столько количественную, сколько качественную характеристику обучения, он требует непрерывного движения вперед, не допуская «топтания на месте».

Работа над развитием каждого ребенка. Этот принцип требует создания каждому ученику таких условий, в которых он, исходя из своего детского опыта и своих способностей, мог бы оптимально продвигаться в общем развитии.

Построение образовательного процесса по УМК «начальная школа 21 век» подчиняется следующим принципам:

  • Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

  • Природосообразность обучения рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.

  • Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

  • Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.

  • Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).

  • Преемственность и перспективность обучения. В образовательном учреждении установились преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования. В учреждении осуществляется деятельность по подготовке детей к школе, развитию у них произвольного поведения, внимания, умений сотрудничать, предпосылок учебного труда. В школе ведется всесторонняя работа по пропедевтике изучения предметов основной школы. Критерием этой работы являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.

  • ООП НОО гимназии построена на основе типических свойств методической системы Л.В. Занкова и методической системы УМК «начальная школа 21 век»: многогранность (определяет не только усвоение знаний, но и вовлечение в сферу учения разносторонней психической деятельности – эмоциональной, волевой, интеллектуальной, эстетической), процессуальность (каждая новая тема входит в качестве зависимого элемента в непосредственную и органическую связь с другими темами курса), коллизии (используются для возбуждения интенсивной учебной деятельности школьников), вариативность (диктует учителю необходимость намечать логику развития учебного материала, прогнозируя возможные трудности и отступления от темы и намеченного плана урока, подбирая при этом избыточное количество материала для обеспечения различных вариантов хода урока); сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличии ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи; умение добывать знания, развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче; осознание своего незнания, умение находить допущенную
    ошибку и исправить ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной
    задачи; изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся - целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); возрастной уровень развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов; сформированность универсальных учебных действий как предпосылка развития достаточного уровня общеучебных умений.

Специфика педагогических кадров МОУ «Гимназия №1» определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Большинство педагогов прошли обучение и владеют современными образовательными технологиями.

ООП НОО МОУ «Гимназия №1» предусматривает достижение:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49

Похожие:

Пояснительная записка iconУтверждена
Пояснительная записка с. 3
Пояснительная записка iconПрограмма по литературному чтению Пояснительная записка

Пояснительная записка iconПрограмма элективного курса «информационные технологии в курсе биологии»
Пояснительная записка
Пояснительная записка iconПояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования (ооп ноо)

Пояснительная записка iconПояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития и воспитания 7
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка icon1. Пояснительная записка
Отдел Народного Образования администрации Тулунского муниципального района муниципальное общеобразовательное учреждение «Умыганская...
Пояснительная записка iconСодержание пояснительная записка
В результате этого процесса обновляются задачи и содержание обучения иностранным языкам в школе
Пояснительная записка icon1. Пояснительная записка Основная образовательная программа (далее ооп) начального общего
Моу сош №5 г. Минеральные Воды разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
Пояснительная записка iconПояснительная записка Введение
Батик в древности был распространён не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название “бандхана”...
Пояснительная записка iconПояснительная записка данная программа делает акцент на личностно ориентированный подход к каждому
Программа предназначена для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной)
Разместите кнопку на своём сайте:
recept.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©recept.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Recept