Главная страница

Поиск по названию:


Исследовательская работа Предметная область: физика Выполнили: Савельева Анна, Пупанова Анастасия, Тагаева Дарья, ученицы 11а класса мбоу «сош №52 г. Брянка»




Скачать 294.63 Kb.
НазваниеИсследовательская работа Предметная область: физика Выполнили: Савельева Анна, Пупанова Анастасия, Тагаева Дарья, ученицы 11а класса мбоу «сош №52 г. Брянка»
страница1/3
Дата конвертации30.12.2012
Размер294.63 Kb.
ТипИсследовательская работа
  1   2   3


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №52 г. Брянска с углубленным изучением отдельных предметов»

Брянск, ул. Ленинградская, д.24

Городская научно-практическая конференция

« Первые шаги в науку»
«Исследования закономерностей ухудшения зрения у учащихся»
Исследовательская работа

Предметная область: физика

Выполнили: Савельева Анна,

Пупанова Анастасия,

Тагаева Дарья,

ученицы 11а класса

МБОУ «СОШ №52 г. Брянка»

Руководитель: Вольская Елена Ивановна,

учитель физики МБОУ «СОШ №52»


г.Брянск

2012
Оглавление
1.Введение

2.Исследование картины заболеваний органов зрения у учащихся школы

3. Действие оптических законов в функционирование органов зрения

4. Факторы, влияющие на ухудшение зрения

5. Разработка и внедрение в учебный процесс упражнения для органов зрения

6. Список используемой литературы

7. Приложение

Введение

Проблема ухудшения зрения очень распространена в современном мире, в особенности у учащихся, так как существуют различные факторы, влияющие на него, например, неправильное питание, загрязнение окружающей среды, технический прогресс (телевизоры, компьютеры, телефоны) и многое другое. Самыми распространенными заболеваниями глаз считается близорукость и дальнозоркость. Поэтому исследовав эти болезни можно уменьшить риск заболевания ими или уменьшить прогрессию ухудшения зрения.

Эта проблема является очень актуальной, так как огромное количество людей являются приверженцами здорового образа жизни и здоровой нации, и поэтому изучают различные методы восстановления зрения.

Цель: выявить закономерности ухудшения зрения у учащихся.

Задачи:

  1. Исследовать картину заболеваний органов зрения у учащихся школы.

  2. Выявить действие оптических законов в функционирование органов зрения.

  3. Изучить факторы, влияющие на ухудшение зрения.

  4. Разработать и внедрить в учебный процесс упражнения для органов зрения.

  5. Провести мониторинг на входе и выходе экспериментальных исследований.

Методы работы над проектом: анализ источников информации, проведение эксперимента, составление таблиц и диаграмм.
Исследование картины заболеваний органов зрения у учащихся школы

Как известно, сейчас у многих детей плохое зрение. Интересно, какой процент плохого зрения в России и в нашей школе? За последние десятилетия число детей, страдающих близорукостью, значительно возросло. По данным статистики, в России к возрасту 15-16 лет практически каждый второй ребёнок страдает детской близорукостью. Близорукость (миопия) - это дефект зрения, при котором изображение падает не на сетчатку глаза, а перед ней. Чтобы понять, как это всё выглядит, давайте побольше узнаем о строении глаза. Человеческий глаз представляет из себя сложную систему, главной целью которой является наиболее точное восприятие, первоначальная обработка и передача информации, содержащейся в электромагнитном излучении видимого света. Все отдельные части глаза (прил.1), а также клетки, их составляющие, служат максимально полному выполнению этой цели.

Глаз довольно часто сравнивают с фотоаппаратом, в котором имеется кожух (роговица), объектив (хрусталик), диафрагма (радужка) и светочувствительная пленка (сетчатка). Глаз имеет неправильную шаровидную форму примерно 2,5 см в диаметре. Два глазных яблока надежно укрыты в глазницах черепа. Орган зрения состоит из вспомогательного аппарата глаза, который  включает веки, конъюнктиву, слезные органы, глазодвигательные мышцы и фасции глазницы, и оптического аппарата – роговицы, водянистой влаги передней и задней камер глаза, хрусталика и стекловидного тела. Сетчатка, зрительный нерв и зрительные пути передают информацию в головной мозг, где происходит анализ полученного изображения. Глаз прикрыт спереди верхним и нижним веками. Снаружи веки покрыты кожей, а изнутри тонкой оболочкой – конъюнктивой. В толще век располагаются слезные железы. Жидкость, которую они вырабатывают, увлажняет слизистую оболочку глаза, поэтому поверхность глазного яблока всегда влажная. Веки свободно скользят по слизистой, защищая глаз от неблагоприятных факторов окружающей среды. Под кожей век расположены мышцы глаза: круговая мышца и подниматель верхнего века. С помощью этих мышц глазная щель  открывается и закрывается. По краям век растут ресницы, выполняющие защитную функцию.

Но давайте вернемся к нашей статистике. Оказывается, по данным статистики, близорукостью в России страдает от 10 до 25 человек из 100.Частота выраженной близорукости у младших детей не превышает 2%, к школьному возрасту этот показатель достигает примерно в 6%, а к 15-летнему - более чем 15%.

Как видите, результат не утешающий. Также дело, к сожалению, обстоит и в нашем учебном заведении. К окончанию школы у 30% учащихся старших классов ухудшилось зрение (прил.2).
Действие оптических законов в функционирование органов зрения



Глаз - это сложная оптическая система. Световые лучи попадают от окружающих предметов в глаз через роговицу. Роговица в оптическом смысле - это сильная собирающая линза, которая фокусирует расходящиеся в разные стороны световые лучи (прил.3). Причем оптическая сила роговицы в норме не меняется и дает всегда постоянную степень преломления. Склера является непрозрачной наружной оболочкой глаза, соответственно, она не принимает участия в проведении света внутрь глаза.

Преломившись на передней и задней поверхности роговицы, световые лучи проходят беспрепятственно через прозрачную жидкость, заполняющую переднюю камеру, вплоть до радужки. Зрачок, круглое отверстие в радужке, позволяет центрально расположенным лучам продолжить свое путешествие внутрь глаза. Более периферийно оказавшиеся лучи задерживаются пигментным слоем радужной оболочки. Таким образом, зрачок не только регулирует величину светового потока на сетчатку, что важно для приспособления к разным уровням освещенности, но и отсеивает боковые, случайные, вызывающие искажения лучи. Далее свет преломляется хрусталиком. Хрусталик тоже линза, как и роговица. Его принципиальное отличие в том, что у людей до 40 лет хрусталик способен менять свою оптическую силу - феномен, называемый аккомодацией. Таким образом, хрусталик производит более точную дофокусировку. За хрусталиком расположено стекловидное тело, которое распространяется вплоть до сетчатки и заполняет собой большой объем глазного яблока.

Лучи света, сфокусированные оптической системой глаза, попадают в конечном итоге на сетчатку. Сетчатка служит своего рода шарообразным экраном, на который проецируется окружающий мир. Из школьного курса физики мы знаем, что собирательная линза дает перевернутое изображение предмета. Роговица и хрусталик - это две собирательные линзы, и изображение, проецируемое на сетчатку, также перевернутое. Другими словами, небо проецируется на нижнюю половину сетчатки, море - на верхнюю, а корабль, на который мы смотрим, отображается на макуле. Макула, центральная часть сетчатки, отвечает за высокую остроту зрения. Другие части сетчатки не позволят нам ни читать, ни наслаждаться работой на компьютере. Только в макуле созданы все условия для восприятия мелких деталей предметов.

В сетчатке оптическая информация воспринимается светочувствительными нервными клетками, кодируется в последовательность электрических импульсов и передается по зрительному нерву в головной мозг для окончательной обработки и сознательного восприятия.

Но у людей, болеющих близорукостью, все выглядит немного иначе. Из-за того, что, как правило, при близорукости увеличена длина глаза, а роговица имеет большую преломляющую силу, из-за этого появляется небольшое фокусное расстояние, а саму близорукость можно разделить на: слабую (до 3х диоптрий), среднюю (до 6 диоптрий), сильную (выше 6). При близорукости изображение предметов формируется перед сетчаткой, потому близорукие люди видят вдали с трудом (прил.4). Но из-за чего у людей развивается близорукость? Для этого нужно узнать о факторах, которые влияют на развитие этой болезни.

Факторы, влияющие на ухудшение и улучшение зрения

Так что же влияет на развитие у людей близорукости, а особенно у детей? На сегодняшний день причины неустановленны, однако, есть факторы, увеличивающие возможность возникновения близорукости.

  1. Нагрузка при письме с плохим освещением

  2. Просмотр телевизора в течение долгого времени

  3. Работа за компьютером

  4. Игра с телефоном

  5. Чтение на близком расстоянии, лежа и при плохом освещении

Но есть факторы, которые благоприятно влияют на зрение.

  1. Нормированное время работы с ПК, просмотр телевизора по расписанию

  2. Питание и витамины (прил.5)

  3. Отдых, прогулка

  4. Гимнастика для глаз (прил.6)

Интервью с Ириной Эдуардовной, офтальмологом Детской поликлиники №1 г.Брянска
Ирина Эдуардовна, расскажите о ситуации, сложившейся в наше время?

– Трудно себе представить жизнь современного человека без компьютеров. Дома или на работе люди самых разных возрастов по несколько часов в день просиживают перед экраном монитора. Повсеместно распространено мнение, что из-за работы на компьютере портится зрение. На самом деле все не так плачевно, как кажется. Надо отдавать себе отчет в том, что не компьютер виноват в ухудшении зрения, а зачастую наше собственное незнание элементарных норм гигиены при работе за компьютером. Больше всего глаза утомляются от резких световых контрастов. Нередко приходится наблюдать, как человек работает за компьютером, а рядом на столе стоят две яркие лампы, которые направлены ему прямо в лицо. Человек жмурится, прикрывает глаза рукой, но все-таки продолжает героически трудиться. Резь в глазах, усиленная слезоточивость, головные боли – это результаты неумелой организации рабочего места. Неудивительно, что такая манера работы за компьютером через определенное время войдет в привычку, и посещение окулиста станет неизбежным. Подобное отношение к своим органам зрения просто недопустимо.

А что же делать?

– Работая на компьютере, рекомендуется соблюдать правила, касающиеся продолжительности работы, правильной осанки, размера шрифтов и изображений, требований к помещению и т.д. Вот некоторые принципы правильной работы на компьютере: перед тем как сесть за компьютер, необходимо проверить освещение своего рабочего места, а лампу, которая стоит на рабочем столе, закрыть фильтром, чтобы максимально приблизить ее яркость к яркости свечения экрана компьютера. Сам же экран должен быть расположен немного выше уровня ваших глаз, чтобы могли автоматически расслабляться те группы глазных мышц, которые наиболее напряжены при обычном направлении взгляда – вниз и вперед. Особое внимание нужно обратить на то, что симптомы перенапряжения зрения возникают также из-за отсутствия пауз в работе. Нужно взять за правило через каждые 40— 45 минут проводить специальные упражнения, направленные на расслабление глазных мышц.

А если зрение все-таки падает, что делать?

– Конечно, в первую очередь – незамедлительно прийти на прием к окулисту. Квалифицированные специалисты подберут способ восстановления или поддержания вашего зрения.

В последнее время разгораются жаркие споры: что лучше и безопасней – очки или линзы?
– Спор о том, что лучше, врачи считают бессмысленным, потому что тут нет никакой конкуренции. Тем, кто носит линзы, всегда дается совет завести и очки. С другой стороны, даже идеально подобранные очки стопроцентной коррекции зрения не дадут: человек все равно будет видеть чуть хуже, чем хотел бы. И хуже, чем в линзах. Еще очень важно помнить, что линзы нельзя покупать по рецепту, выписанному окулистом для подбора очков. Одной проверки остроты зрения тут мало: линзы соприкасаются непосредственно с глазом, потому нужно исследование роговицы и глазного дна. Если линзы подобраны неправильно, носить их вы просто не сможете. Еще одна ошибка, которую совершают как в случае с линзами, так и с очками, – попытка «привыкнуть» к ним. Никакого привыкания быть не должно: если глазам некомфортно, значит, им предлагают не то, что нужно.


Что бы вы посоветовали заядлым компьютерщикам?

– Самое главное – следить за своим здоровьем с самого детства. Постоянные просмотры телевизионных программ, компьютерные игры и напряженный школьный график являются основной причиной потери зрения у детей. Своевременное обращение к специалисту за помощью тоже немаловажно. Относитесь к своему здоровью серьезно!

-Чтобы бы Вы посоветовали подросткам, которые хотят сохранить свое зрение?

На ночь стоит снимать любые линзы, даже длительного ношения. Купаться в них можно, но душ лучше принимать без линз, чтобы льющаяся сверху вода незаметно не вымыла их из глаз.
При первых же признаках раздражения (глаза покраснели, слезятся, чешутся, болят, появилось ощущение «песка в глазах») освободитесь от линз, а глаза промойте слабым чаем, прохладным отваром ромашки или закапайте специальные капли.


Гимнастикой для глаз невозможно исправить плохое зрение, но можно снять напряжение и укрепить глазные мышцы. Если глаза устали, сделайте такое упражнение: сядьте или по возможности лягте на спину, закройте глаза и приложите к ним ладони, сложенные лодочкой. Не касаясь глаз, крепко прижмите руки к лицу на 4-5 секунд. Повторите 10 раз, после чего медленно откройте глаза.
Выбирая очки, обратите внимание на материал оправы и носоупор. Дешевые оправы из неизвестных сплавов могут вызвать аллергию, а слишком жесткие носоупоры давят на переносицу, вызывая головную боль.


Даже если линзы никак не беспокоят, нужно показываться окулисту каждые 6 месяцев – отслеживать состояние роговицы глаза.

Разработка и внедрение в учебный процесс упражнения для органов зрения

Конечно, в настоящее время существует множество упражнений для сохранения остроты зрения и снятия утомления с глаз – это зарядка. Мы решили провести эксперимент, для проверки эффективности этих упражнений. Для этого мы придумали нашу зарядку для глаз. Так как от долгого напряжения глаза у детей устают, то мы решили придумать упражнение, которые будут давать глазам возможность отдохнуть. Эти упражнения очень просты: нужно просто закрыть глаза на 2-3 секунды, чтобы они немного расслабились, а потом нужно просто закрытыми глазами рисовать круги, крестики и разные цифры. Эта зарядка не только поможет глазам расслабиться, но и будет способствовать укреплению глазных мышц. Для эксперимента мы решили взять самых маленьких учеников нашей школы - 1 классы. Одному классу мы предложили делать наши упражнения раз в неделю, второму через день, а третьему каждый день.

Мониторинг на входе и выходе экспериментальных исследований

После 2 месяцев проведения нашего эксперимента мы заметили, что у всех детей разные результаты. Например, у детей, который делал нашу зарядку раз в неделю, не было никаких улучшений. Наоборот, у некоторых учеников этого класса ухудшилось зрение из-за чрезмерных нагрузок. Результат эксперимента класса, который делал наши упражнения через день немного лучше: только у 5 человек зрение ухудшилось. А у класса, который делал нашу зарядку каждый день результаты очень хорошие: ни у одного из учеников зрение не ухудшилось. Это доказывает то, что для поддержания зрения необходимо делать зарядку для глаз каждый день.

Многие офтальмологи используют нестандартные методы восстановления зрения, например, мы провели эксперимент записались на приём к офтальмологу, который утверждал, что всего через две недели ваше зрение улучшиться в несколько раз. Для эксперимента нам понадобилось два человека. Первый человек прошёл два курса лечения с промежутком в полгода и во время промежутка делал гимнастику для глаз, которую ему посоветовал доктор. И действительно, зрение значительно улучшилось, но продержалось всего год. Второй человек прошёл курс лечения всего один раз и не делал гимнастику для глаз, которую он ему посоветовал, но всё улучшение в зрение произошло, хоть и продержалось всего один месяц. А метод этого окулиста был прост, он всего лишь показывал своим пациентам компьютерную программу, которая содержала различные картинки, и одевал специальные очки с разнообразными линзами, для того чтобы напрягать мышцу глаза, а в это время пациент читал буквы на расстояние пяти метров.
Заключение

Итак, в своей работе мы раскрыли теоретические и практические стороны исследуемой проблемы: исследование закономерностей ухудшения зрения у учащихся

На наш взгляд, путем выполнения поставленных задач, мы добились осуществления главной цели: выявления закономерности ухудшения зрения у учащихся.

Изучение «кричащей» статистики заболеваемости глаз в РФ, побудило нас «глубже» вникнуть в данную проблему.Разрабатывая пути ее решения, мы обращались к офтальмологу, интервью с которой еще раз доказало нам актуальность,необходимость скорейшего рассмотрения проблемы и возможные пути нашей деятельности. Узнав ее мнение на данную тему, мы продолжили искать ответы на свои вопросы в интернете, медицинских статьях,в результате чего выявили закономерности ухудшения зрения у учащихся и в связи с этим, учитывая полученные данные,разработали комплекс упражнений для школьников, который в результате эксперимента,проведенного нами, дал положительные результаты. После чего данный комплекс упражнений, рекомендации правильного питания, статистика заболеваемости глаз по РФ, и наиболее интересные, значительные факты об особенностях человеческого зрения, полученные в процессе работы были помещены нами в брошюру (Приложение №7), которая была нами изготовлена, растиражирована и доведена до учеников нашей школы. Беседы, проводимые нами со школьниками, на тему сохранения и коррекции своего зрения,изготовленные брошюры,по нашему мнению,стали достойным продуктом нашего исследования,заинтересовали учащихся и принесли положительные результаты.
  1   2   3

Похожие:

Исследовательская работа Предметная область: физика Выполнили: Савельева Анна, Пупанова Анастасия, Тагаева Дарья, ученицы 11а класса мбоу «сош №52 г. Брянка» iconВлияет ли мороженое на характер человека Работу выполнили ученицы 4 «В» класса школы №24 Берденникова Кристина Филатова Анна
Каждый десерт имеет свою богатую историю, сплетённую из сказочных легенд и рассказов. Нам захотелось побольше узнать о мороженом....
Исследовательская работа Предметная область: физика Выполнили: Савельева Анна, Пупанова Анастасия, Тагаева Дарья, ученицы 11а класса мбоу «сош №52 г. Брянка» iconРаботу выполнили: Ахременко Женя, Исупова Руслана, Мережкина Ксюша, ученицы 2 а класса. Таркина Т. И

Исследовательская работа Предметная область: физика Выполнили: Савельева Анна, Пупанова Анастасия, Тагаева Дарья, ученицы 11а класса мбоу «сош №52 г. Брянка» icon«Кофе и его влияние на организм человека»
Ученица 9 «А» класса мкоу сош №251с углубленным изучением отдельных предметов зато г. Фокино Приморского края Турушкова Дарья
Исследовательская работа Предметная область: физика Выполнили: Савельева Анна, Пупанова Анастасия, Тагаева Дарья, ученицы 11а класса мбоу «сош №52 г. Брянка» iconФ естиваль ученических проектов проектная работа «Эфирные масла и здоровье человека» Автор: Шакирова Дарья, ученица 11 «Б» класса Руководители
Что такое ароматерапия?
Исследовательская работа Предметная область: физика Выполнили: Савельева Анна, Пупанова Анастасия, Тагаева Дарья, ученицы 11а класса мбоу «сош №52 г. Брянка» iconИсследовательская работа Тема: «Жевательная резинка и дети»
Место выполнения работы: моу "сош №1 с уиоп", 2 класс, Белгородская обл., г. Губкин, ул. Победы д. 24
Исследовательская работа Предметная область: физика Выполнили: Савельева Анна, Пупанова Анастасия, Тагаева Дарья, ученицы 11а класса мбоу «сош №52 г. Брянка» icon1. Автор проекта. Крючкова Любовь Ивановна, Московская область, Каширский район, п. Богатищево, моу «Богатищевская сош»
Самостоятельная работа в группах, встреча с медицинским работником, экскурсия на пришкольный участок
Исследовательская работа Предметная область: физика Выполнили: Савельева Анна, Пупанова Анастасия, Тагаева Дарья, ученицы 11а класса мбоу «сош №52 г. Брянка» iconРазве плохая это идея!?
С 15 по 21 августа выпускники из 11А класса Козлов ли расшатывать стол. Это ощущение прошло только
Исследовательская работа Предметная область: физика Выполнили: Савельева Анна, Пупанова Анастасия, Тагаева Дарья, ученицы 11а класса мбоу «сош №52 г. Брянка» iconПлан мероприятий, проводимых в мбоу сош №76, направленных на информационно-разъяснительную работа среди учащихся о пользе молока
Молоко основа пищевого рациона ребенка. По рекомендациям Института питания Российской академии медицинских наук рацион подростка...
Исследовательская работа Предметная область: физика Выполнили: Савельева Анна, Пупанова Анастасия, Тагаева Дарья, ученицы 11а класса мбоу «сош №52 г. Брянка» iconБековского района пензенской области исследовательская работа на научно-практическую конференцию «Старт в науку» на тему: Изготовление различных сортов мыла и исследование их качества
Исследовательская работа на научно-практическую конференцию «Старт в науку» на тему
Исследовательская работа Предметная область: физика Выполнили: Савельева Анна, Пупанова Анастасия, Тагаева Дарья, ученицы 11а класса мбоу «сош №52 г. Брянка» iconЗато г. Фокино Приморского края. Исследовательская работа тема
Исполнитель: Назаров Глеб ученик 9 «А» класса мкоу гимназии №259 зато город Фокино Приморского края
Разместите кнопку на своём сайте:
recept.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©recept.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Recept