Главная страница

Поиск по названию:


Xxxix городская научно-практическая конференция учащихся секция «К 80-летию театра «самарт»




PDF просмотр
НазваниеXxxix городская научно-практическая конференция учащихся секция «К 80-летию театра «самарт»
г о Самара
Дата конвертации31.12.2012
Размер71.6 Kb.
ТипРеферат
XXXIX  ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ 
 
 
 
 
 
Секция «К 80-летию театра «САМАРТ» 
 
 
 
 
 
 
Павел Маркелов и Алексей Меженный – два разноплановых актѐра театра 
«САМАРТ» 
 
 
 
 
 
 

Автор: 
Райкова Елена, 
ученица 11 А класса 
МОУ СОШ с углублѐнным 
изучением отдельных предметов 
«Дневной пансион-84» 
Кировского района 
г.о.Самара 
 
Научный руководитель: 
Аксенова Н.Л., 
учитель русского языка и литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Самара, 2010г. 
 

 
- 2 - 
Содержание. 
Введение……………………………………………………………………3-4 
Основная часть. Два разноплановых актѐра театра «САМАРТ»………5-14 
Заключение………………………………………………………………. 15 
Список литературы……………………………………………………… 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
- 3 - 
Введение. 
 
Актуальность моей работы определяется современным материалом  и 
значимостью  для  культуры  города  Самары  постановок театра «САМАРТ».  
 В  этом  театре  много  замечательных  актѐров:  заслуженные  артисты  Ольга 
Агапова,  Людмила  Гаврилова,  Игорь  Данюшин,  Сергей  Захаров,  Алексей 
Симкович,  Валерий  Скорокосов,  Маргарита  Шилова.  Интересны  работы 
Дениса  Бокурадзе,  Сергея  Дильдина,  Дмитрия  Добрякова,  Владимира 
зимникова,  Коневой  Антонины,  Ольги  Ламинской,  Виктории  Максимовой, 
Игоря  Рудакова,  Елены  Туринской,  Василия  Чернова,  но  для  меня  
незабываемыми  оказались  персонажи  Павла  Маркелова    и    Алексея 
Меженного. Мои одноклассники также единодушны со мной в этом выборе, 
отдавая предпочтение Павлу Маркелову или  Алексею Меженному. 
 
Таким  образом,  материалом  для  исследования  стали  спектакли,  в 
которых играют эти актѐры. 
 
Предмет  моего  исследования  –  образы,  созданные  актѐрами  Павлом 
Маркеловым и Алексеем Меженным. 
 
Объект исследования – различия в манере создания персонажей. 
 
Предполагаемая гипотеза – самые удачные постановки «САМАРТа» 
те, где Маркелов и Меженный играют в дуэте.  
 
Прежде  чем  писать  работу,  я  встретилась  с  педагогом  театра  
«САМАРТ»    Сушко  Людмилой  Владимировной,  критические  материалы 
предоставила заведующая литературной частью Ползикова Елена Сергеевна. 
Радушный  приѐм,  который  мне  оказали  в  театре,  обязывает  к  серьѐзной 
работе над этой темой. 
 
Самостоятельность 
работы 
определяется 
собственными 
критическими наблюдениями. За последние два года я посмотрела почти все 
постановки театра «САМАРТ», не пропустив ни одной премьеры, особенно 
плодотворным оказался сезон  2009-2010 года. 
 
 Сегодня  молодое  поколение    часто  голословно  обвиняют  в 
бездуховности, я бы посоветовала этим критикам посетить спектакли театра 

 
- 4 - 
«САМАРТ»  и  внимательно присмотреться  к  зрительному  залу,  в  котором и 
сидит  то  самое  «бездуховное»  молодое  поколение.  Напряжѐнная  тишина 
зрительного  зала,  бурные  аплодисменты,  не  прекращающиеся  и  в  фойе 
театра  споры  о  спектакле,  рецензии  и  отзывы  на  постановки,  аншлаги  в 
театре – вот ответ молодого поколения. И если бы администрация города в 
нашем  Кировском  районе  открыла  бы  ещѐ  один  ТЮЗ,  то  и  его  зрительный 
зал был бы полон. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
- 5 - 
Два разноплановых актѐра театра «САМАРТ» 
 
Павел  Маркелов  и  Алексей  Меженный  не  имеют  в  театре  какого-то 
строгого  амплуа.  Им  подвластны  любые  роли:  и    комедийные,    и  
трагические. Они актѐры разного плана. 
 
Но что отличает их в манере игры? Что главное для них при  создании 
образа? В чѐм секрет их таланта?  
 
В репертуаре театра есть два спектакля, где каждый из актѐров играет 
главный  персонаж.  Павел  Маркелов  –  Хлестакова  в  пьесе  Н.В.Гоголя 
«Ревизор»  и    Алексей  Меженный  -  роль  Мужчины  в  спектакле 
«PALIMPSESTON». Режиссѐры сделали главную ставку на этих актѐров – и 
не проиграли. Как в «Ревизоре», так и в спектакле «PALIMPSESTON» роли 
этих актѐров незабываемы и держат весь спектакль. 
 
Согласитесь,  если  в  труппе  нет  актѐра,  который  может  сыграть 
Хлестакова,  то,  наверное,  не  стоит  и  приниматься  за  постановку  этой 
комедии. 
 
Как  ведѐт  свою  роль  Маркелов:  пустышка  превращается  в    афериста 
(общение  с  чиновниками  города  не  проходит  даром).  Всѐ  действие 
разворачивается в прямом смысле перед зрителями: сцена посередине зала, и 
все  оказываются  в  приѐмной  губернатора  –  и  персонажи  пьесы,  и  зрители. 
Гостиница,  где  остановился  Хлестаков,  обозначена  полунамѐком.  В  углу 
сцены:  двухъярусная  кровать.  На  верхнем  ярусе  постель  Хлестакова,  а  на 
нижнем  ярусе  среди  коробок  и  чемоданов  примостился  Осип,  который  в 
отсутствии хозяина не прочь тоже полежать на постели господина. 
 
О  злоключениях  Хлестакова,  о  его  безденежье  и  бедственном 
положении  мы  узнаѐм  сначала  от  Осипа.  Характеристика  не  слишком 
лестная.  
 
Но  вот  появляется  Хлестаков.  В  этом  первом  появлении  видна  и 
растерянность героя и обида избалованного франта на удары судьбы. Сразу 
чем-то  этот  образ  напоминает  павлина,  только  пока  ещѐ  не  распустившего 
свои  перья.  Фрак  и  панталоны  ярких  цветов  и  модного  петербургского 

 
- 6 - 
покроя.  Я  заметила,  что  в  первых  сценах  действия  персонажа  Павла 
Маркелова  замедленны.  Он  долго  стоит  посередине  сцены,  чтобы  его 
внимательно  разглядели  зрители:  кто  таков?  что  от  него  ждать?  чего  так 
разрядился?    Первый  же  шаг  Хлестакова    и  первая  реплика  говорят  о  его 
растерянности и в то  же время о том, что он неисправимый позѐр и франт. 
Как ни голодает, но модные брюки не продал (да и в провинциальном городе 
такие  никому  не  нужны).  В  своѐм  превосходстве  над  провинциалами 
Хлестаков  уверен,  но  очень  сильно  пугается  предупреждения  Осипа  о 
желании хозяина гостиницы за долги отправить должника  в тюрьму. 
 
Мизансцена,  когда  Хлестаков,  побродив  по  городу,  забирается  на 
кровать,  занимает  всѐ  внимание  зрителя.  Просто  забраться  -    Хлестаков  не 
может.  Витиеватый  путь,  который  он  выбирает,  чтобы  забраться  на  второй 
ярус,  объясняет  многое.  Во-первых,  он  голоден,  хозяин  гостиницы  третий 
день  не  даѐт  ему  бесплатно  обед.  Во-вторых,  он  как  бы  исследует  кровать: 
можно ли там надѐжно спрятаться, если придѐт исправник. В-третьих, и это 
немаловажно, роль выстроена по принципу: вглядитесь внимательнее в меня, 
рассмотрите хорошенько. Что бы ни делал актѐр, каждый его жест не просто 
говорит, а  кричит: «Я не ревизор». Ни одну минуту спектакля Хлестаков  и 
не  пытается  войти  в  эту  роль.  это  оправдано,  потому  что  сохраняется 
замысел  Н.В.Гоголя:  у  чиновников  не  вызывает  подозрения  поведение 
Хлестакова,  потому  что  их  жизненный  опыт  подсказывает:  мало  ли  на 
главных чиновных местах дураков и пустышек, да сплошь и рядом. XXI  век 
ничего не изменил в чиновничьей иерархии жанров. 
 
Помимо жеста актѐр придаѐт значение взгляду своего  героя: в первых 
сценах  Хлестаков  тупо  вглядывается  в  пространство,  потом    его  взгляд 
испуган и выражает ужас перед неизбежным арестом, когда он гневается, то 
понятна  пустота  его  угроз,  потому  что  взгляд  обшаривает  при  этом 
пространство  в  попытке  найти  место,  куда  бежать  или  где  спрятаться.  Сам 
выход  из  положения  герой  искать  не  будет.  Актѐр  точно  передаѐт  эту 
особенность  личности  Хлестакова  в  сцене  с  городничим.  Истерика  тут  же 

 
- 7 - 
сменяется благодушием, хруст губернаторских денег  говорит Хлестакову о 
том,  что  беда  миновала,  в  жизни началась  счастливая  полоса.  Он  берѐт под 
руку  губернатора,    весело  что-то  нашѐптывая  тому  на  ушко,  и  уходит  из 
гостиницы победителем. 
 
Интересны мизансцены с трактирным слугой, которого играет Алексей 
Меженный.  Пренебрежение  к  столичному  вертопраху  видно  в  поведении 
слуги    с  первого появления на  сцене. Меженный  в  присутствии  Хлестакова 
стоит  во  весь  рост,  всем  своим  видом  показывает,  что  его  там  приличные 
люди ждут, а тут он только время теряет. Слуга понимает, что чаевых ему от 
Хлестакова  не  дождаться.  Пусть  чувствует  столичная  штучка,  что  ему 
одолжение делают. Эта мизансцена с трактирным слугой очень важна: слуга 
сразу  видит  то,  чего  не  увидят  городничий  и  чиновники.    Не  случайно 
Алексей Меженный  резко падает, изображая состояние на грани обморока, 
когда  видит,  как  панибратски  ведѐт  себя  с  городничим  Хлестаков  и  какие 
почести  оказывает  проходимцу  Сквозник-Дмухановский.  Не  удержался  от 
этой  маленькой  мести  Хлестаков.  Его,  Хлестакова,  этот  слуга-нахал  смел 
презирать и выказывать ему своѐ неуважение, так вот теперь  пусть увидит, 
как надо было с ним, Хлестаковым обращаться.  
 
Роль Меженного в этом спектакле не так значительна, но не будь этих 
мизансцен, образ Хлестакова не был бы полным, социальность конфликта не 
была  бы  так  подчѐркнута  в  спектакле.  Что  же  закрыло  глаза  другим 
чиновникам, почему же они не видят очевидного? Страх. Трактирному слуге 
бояться  нечего  –  он  открыто  выказывает  своѐ  презрение,  чиновники  тоже 
увидят пустоту и услышат нелепое  бахвальство Хлестакова, но им есть чего 
бояться.  Их  нерадение  и  взяточничество  очевидно,  и  в  желании  ублажить 
Хлестакова они  теряют разум, начиная с городничего. 
 
Постепенно  замедленность  речи  и  жеста  исчезают  из  образа 
Хлестакова.  Интересно,  что  выгодность  положения  первым  оценил  не 
хозяин,  а  слуга  Осип,  когда  намекает  окружающим,  что  его  хозяин  любит 

 
- 8 - 
интересоваться,  не  обижают  ли  его  слугу.  Маркелов    в  доме  городничего 
распоясывается окончательно.  
 
Раздувается  от  собственной  значимости  и  несѐт  ахинею  на  приѐме  у 
городничего  Хлестаков    бесцеремонно  и  опять    театрально.  Чтобы 
сконцентрировать  внимание  на  образе  Хлестакова,  Павел  Маркелов  в  этой 
сцене  всегда  в  стороне  от  чиновников,  а  когда  рисует  арбуз,  забирается  на 
стул, потому что  рост героя  не позволяет показать громадные размеры этой 
ягоды.  Маркелов  в  воздухе,  приподнимаясь  на  цыпочки,  чертит  рукой  в 
воздухе  арбуз,  но  не  хватает  длины  руки  для  невероятной  окружности,  и 
окружность  превращается  в  квадрат.  Из  павлина  первых  сцен    герой 
Маркелова превращается  в шута горохового, но посмеяться над ним некому: 
чиновники  внимательно  прислушиваются  к  его  речи,  но  не  слышат  его. 
Потому  что  в  потоке  пьяной  болтовни  хотят  услышать,  как  Хлестаков 
проболтается  о  своѐм  инкогнито    и  зачем  он  вообще  сюда  прибыл.  Но  тот 
говорил обо всѐм и ни о чѐм. Чиновники решили, что он хитрит. Городничий 
на свою беду оставляет Хлестакова у себя в доме. 
 
 
В сценах приѐма чиновников мы видим, как на глазах пустышка 
обучается приѐмам афериста. С каждой взяткой Маркелов всѐ ближе и ближе 
подходит  к  очередному    чиновнику,  голос  становится    всѐ  развязнее  и 
развязнее.  Но  актѐр  нашѐл  ещѐ  один  штрих  к  образу  Хлестакова  в  этих 
сценах.  Ему  забавно  играть  роль  значительного  лица,  играет  он  эту  роль 
неумело,  так  как  в  жизни  часто  сам  выступал  в  роли  просителя.  Забава 
заканчивается,  как  только  приходят  просители  без  взяток.    Несправедливо 
высеченная  унтер-офицерская  жена  утомляет  Хлестакова.  Он  повеселился, 
когда выяснял, как и по какому месту секли, но принять решение – лишиться 
крова  губернатора.  Всех  вон!  Это  приказывает  тот,  кого  самого  в  начале 
пьесы чуть не посадили под арест. 
 
В сценах с Марьей Антоновой и Анной Андреевной он уже бегает по 
сцене. Не скрываясь, разглядывает прелести маменьки и дочки.  Он кружит 
на  банкетке  дочку  городничего,  задѐргивает  занавеску  в  будуаре  маменьки. 

 
- 9 - 
Круговое  движение  на  сцене  подчѐркивает  несерьѐзность  намерений 
Хлестакова  –  он  кружит  Головы  не  только  женщинам,  но  и  себе.  Нет 
никакого  перерыва  между  ухаживанием  и  репликой  о  сватовстве.  Никогда 
герой  не  думает  о  том,  что  он  сделает  в  следующую  секунду.  Хлестакова 
несѐт, и он уже не знает, как остановится, тем более, что уже не так беден, 
как по приезде в город. 
 
Мне кажется, это очень удачный ход в актѐрской игре, когда герой за 
время  спектакля  меняется  несчѐтное  количество  раз  в  жесте,  голосе  и 
мимике, но не по внутренней сути. Меняется не Хлестаков, а обстоятельства 
вокруг него. Его духовной работы не видно, он плывѐт по течению, хватая то, 
что  попадѐт  под  руку.  Из  пустышки  в  афериста  он  превратился  под 
давлением  обстоятельств,  и  только.  Доказательство  том  у-  письмо,  которое 
незадолго  до    немой  сцены  читают  чиновники.  Стиль  письма  игривый  и 
беззаботный,  характеристику  провинциалам  даѐт  петербургский  франт.  Эта 
характеристика  также  поверхностна  и  чисто  внешняя,  как  и  сам  автор 
письма. 
 
Если до игры Павла Маркелова я представляла себе Хлестакова иным, 
то  теперь  образ  этого  персонажа  в  моѐм  сознании  слит  с  обликом  Павла 
Маркелова. 
 
У  Алексея  Меженного  в    спектакле  «PALIMPSESTON».довольно 
трудная  задача:  все  стадии  человеческой  жизни  и  всю  гамму  переживаний 
выразить  жестом,  мимикой,  но  не  словом.  По  ходу  спектакля  актѐр  как  бы 
готовит  себе  сцену  сам.  В  его  чемодане  жѐлтый  круг,  который  он 
раскладывает  в  начале  спектакля.  Всѐ  в  жизни  начинается  со  встречи 
Мужчины и Женщины. Алексей Меженный удерживает внимание зрителя на 
протяжении  долгих  минут,  хотя  не  говорит  ни  слова.  Он  с  помощью  круга 
готовит  себе  место  для  отдыха.  Задействована  каждая  мышца  тела, 
продуманы  до  мелочей  жесты.  Герой  перемещается  вслед  за  солнцем  и 
отвоѐвывает  на  земле  для  себя  всѐ  больше  места.  Даже  когда  герой 
меженного  просто  отмеряет  расстояние  необходимого  пространства, 

 
- 10 - 
«говорит»  всѐ  тело  актѐра  о  важности  задачи.  Длинные  пальцы  отмеряют 
расстояние, согнутое тело перемещается вслед за движением руки, движение 
головы  и  взгляд  строго  ориентированы  на  решение  этой  задачи.  Зритель 
невольно вовлечѐн в это событие и наблюдает за тем, сколько раз ещѐ будет 
развѐрнуто полотно круга и сколько же пространства отвоюет у сцены актѐр. 
Это важно, потому что сцена чѐрная, а круг жѐлтый, как песок на пляже и к 
тому же повторяет контуры солнца. 
 
Отдых  вполне  заслужен,  когда  работа  завершена.  Но  появляется 
Женщина.  Пространство  приходится  делить.  Образ  влюблѐнного  юноши 
Алексей  Меженный  воплощает  в  образе  молодого  пса,  который  на  задних 
лапках стоит перед женщиной, ожидая подачки. Заигрываясь, даже решается 
на слишком откровенный собачий жест, когда пѐс видит столбик или деревце 
у  дороги.  тело  актѐра  ходит  ходуном.  Лай  мы  не  слышим,  но  энергия 
молодого  кобеля  заполняет  сцену.  Женщина    в  этой  мизансцене  стоит 
посередине  круга,  управляя  действиями  Мужчины.  А  пѐс  в  этот  время 
оставляет  на  каждом  сантиметре  пространства  свой  отпечаток, 
предупреждая, что эта женщина принадлежит ему.  
 
В  спектакле  есть  две    противоположные  сцены,  когда    Алексею 
Меженному  и  Ольге  Агаповой  нужно  показать  радость  обоюдной  любви  и 
насилие в любви. В первой сцене Алексей меженный из добившегося своего 
молодого  пса  превращается  в  нежного  и  трогательного  влюблѐнного,  в 
Ромео, которого лишили слова. Рис, который он рассыпает на теле любимой, 
превращается в его руках из вещного сыпучего предмета в подарок любимой.  
Акцент  на  действиях  руки  в  этой  сцене  важен,  он  закрепляется  в  памяти 
зрителя.  В  сцене  насилия,  когда  чувства  холодны  и  не  оправдывают 
физической близости, трепетная и нежная рука из первой сцены превратиться 
в  нож  или  клинок.  Рука  актѐра  словно  станет  деревянной  или  вылитой  из 
свинца. Направленный прямой жест этой руки не коснѐтся ни партнѐрши, ни 
пола, но зрители физически услышат про себя этот удар. 

 
- 11 - 
 
Заботливо  и  трепетно  будет  привязывать  к  телу  женщины    персонаж 
Алексея Меженного ребятишек в образе батонов хлеба, завѐрнутых в  белую 
простыню.  Он  склонится  над  женщиной,  сильные  мужские  руки  обнимут 
героиню.  Потом  мужчина  превратится  в  зверя,  пожирающего  своѐ  дитя. 
Актѐр  будет  играть  уверенную  в  своей  правоте  жестокость,  когда  будет 
макать этот хлеб-дитя в тарелку с вареньем и жадно его пожирать. Ребѐнок 
забирает материнскую любовь, а Мужчине хочется оставаться единственным 
в судьбе Женщины. 
 
Сыграть    такой  спектакль  без  слов  очень  сложно,  отрепетирован 
должен быть по  хронометражу каждый жест, понимание между партнѐрами 
должно быть идеально. 
 
Худощавая  и  немного  долговязая  фигура  Алексея  Меженного  и 
женственность  и  округлость  форм  Ольги  Агаповой  сыграли,  наверное,  не 
последнюю роль в выборе режиссѐром именно этих актѐров как воплощения 
мужественности и женственности. Ведь герои спектакля  постареют на глазах 
у зрителей. Сыграют весь жизненный процесс. 
 
За  час  с  небольшим  спектакль  совершит  одно  вращение  человеческой 
жизни  вокруг  своей  оси  и  вернѐтся  в  исходное  положение.  Алексей 
Меженный  уберѐт  свой  круг,  чемодан  жизни    достанется  уже  другому 
персонажу. 
 
Спектакль  интересен  ещѐ  и  тем,  что  проигрываемые  мизансцены 
каждый  зритель  может  интерпретировать  по-разному.  Предметом  мало,  но 
каждый предмет имеет множество воплощений. 
 
Больше  всего  мне  запомнились  спектакли,  где    Алексей  Меженный  и 
Павел  Маркелов  составляют  актѐрский  дуэт,  где  их  образы  равнозначимы. 
Это спектакль по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» и  пьеса  А.Фугарда 
«Здесь живут люди». 
 
Алексей  Меженный  признался  в  одном  из  интервью,  что  ему  легко 
играть  Базарова,  потому  что  в  себе  он  видит  подобные  черты  резкого  и 
охлаждѐнного  ума.  Играя  Базарова,  актѐр  произносит  свои  монологи  не 

 
- 12 - 
только  для  партнѐров,  он  постоянно  развѐрнут  в  сторону  зрительного  зала. 
Так как в зрительном зале всего шестьдесят мест и первый ряд кресел стоит 
практически на сцене, получается, что от пронзительного взгляда Базарова в 
зрительный зал некуда спрятаться.  Ощущение, что актѐр говорит не только с 
людьми  своего  поколения,  но  и    с  сегодняшним,  поколением  XXI  века,  не 
покидает весь спектакль.  
 
Аркадий, наоборот, глаз не сводит с Катеньки, слушает, что говорит и 
Базаров,  и  старички  Кирсановы.  Взгляд  Меженного  Наблюдателен  и  строг, 
Взгляд Аркадия любопытен и восхищѐн всем: идеями друга, юностью Кати, 
шумом бала в дворянском собрании. В начале пьесы они вместе передвигают 
декорации  для  общих  сцен,  а  потом  уже  каждый  готовит  декорации  только 
для своей мизансцены. 
 
Решающая  в  отношениях  Аркадия  и  Кирсанова  сцена  на  сеновале, 
когда    они  не  могут  быть  друг  с  другом  уже  откровенны,  и  эта 
недоговорѐнность  и  недосказанность  выливается  в  драку.  Ученик  рвѐтся  из 
объятий своего учителя, так как идеи Базарова  для Аркадия померкли перед 
радостью тихих утех жизни: собственного дома, семьи, любви. 
 
Я  никогда  не  слышала  такую  тишину  в  зале,  когда  Меженный  играл 
смерть  своего  героя.  Эта  была  сцена  подвига  и  трагедии  одновременно.  Он 
прощается  с  Одинцовой,  лишний  раз  убеждаясь    в  еѐ  холодности  по 
отношению к нему, не поддаѐтся уговорам отца о причастии. Не предаѐт свои 
убеждения,  но  показывает  нам,  что  он  человек,  а  не  просто  система 
нигилистических взглядов. 
 
Когда  мы  с  классом  смотрели  спектакль,  в  это  же  время  по    первому 
телевизионному  каналу  шѐл  фильм  «Отцы  и  дети».  Я  не  приняла  облик 
телевизионного  героя,  потому  что  моѐ  представление  о  Базарове  совпало  с 
образом  Алексея  Меженного.  В  его  образе  не  было  той  нарочитой 
небрежности и высокомерия, которое есть в фильме. Герой Меженного – это 
уверенный в своей правде человек, эта уверенность и бесит Павла Петровича. 

 
- 13 - 
Натура Базарова – это натура деятеля, но ещѐ необходимо родиться в эпоху. 
.когда твоя деятельность будет востребована. 
 
В  пьесе  А.Фугарда  «Здесь  живут  люди»  Павел  Маркелов  играет 
недоучившегося студента, а Меженный – слабоумного  Шорти. В спектакле 
практически  нет  действия.  Люди  сидят  за  столом  и  разговаривают, 
устраивают неудавшийся день рождения. Из зрительного зала же не хочется 
уходить,  хочется  присоединиться  к  разговору  и  даже  к  нелицеприятным 
спорам  и  обвинениям.  Дон  и  Шорти  несчастливы  так  же,  как  и  Молли, 
только  по-разному.  Дон  умѐн,  но  не  способен  на  поступок.  У  Шорти  есть 
жена,  работа,  но  он  живѐт  в  своѐм  мире  и  не  может  реально  оценить 
происходящее.  Он  радуется  день  рождению  Молли,  и  эта  радость 
слабоумного ещѐ больше подчѐркивает гротеск  происходящего. Неуклюжая 
угловатая  фигура  Шорти  и  поведение  Дона  с  оттенком  превосходства  над 
окружающими  дополняют  картину  несовершенства  мира  в  пьесе.  Человек 
одинок в этом мире, ни слабоумие, ни диплом бакалавра от этого не спасут. 
 
Поразительно,  но  Меженный  и  Маркелов  одинаково  органично 
смотрятся  в  спектаклях,  которые  предполагают  динамику  движения  и  в 
спектакле,  где  всѐ  действие  пьесы  двигают  лишь  монологи.  Оба  актѐра 
совмещают в себе и публичность, и камерность актѐрской игры.  
 
Поэтому  не  удивителен  выбор  режиссѐра  в  спектакле  «Бумбараш», 
когда  братьев  и  одновременно  врагов  играют  именно  эти  два  актѐра.  Весь 
спектакль  построен  на  контрасте  публичных    и  камерных  сцен.  Эпоха 
врывается в судьбы людей. Открытость и наивность Бумбараша столкнулись 
с  крестьянской  хваткой  и  деловитой  жестокостью  старшего  брата.  Судьба 
Вари  предрешена  в  этом  поединке.  Любовь  к  Бумбарашу  и  желание  его 
спасти  губят  героиню.  Не  отдаст  своѐ  Гаврила.  Оказавшись  между  двумя 
братьями,  Варя  гибнет.  Гаврила  стреляет  в  Бумбараша,  а  попадает  в  жену. 
Бумбараш-Маркелов  словно  летает  по  сцене,  судьба  играет  им  как 
сорванным  с  ветки  листком,  он  бегает  то  от  бандитов,  то  от  белых,  то  от 
красных – и останавливается только у тела Вари. 

 
- 14 - 
 
Меженный ходит уверенной походной, взгляд с хитрым прищуром, он 
всегда в окружении помощников, словно боится остаться наедине с младшим 
братом.  Последнюю  песню  в спектакле  они  поют  вместе,  сидя  у  тела  Вари. 
Здесь в этой сцене  Меженный теряет свою былую уверенность и жѐсткость, 
а Бумбарашу некуда уже спешить. 
 
Актѐрские  работы    Алексея  Меженного  и  Павла  Маркелова 
заслуживают  особого  внимания.  Могу  признаться,  что  посещение 
спектаклей,  где  играют  эти  актѐры,  для  меня  праздник.  Удача  театра,  что  в 
нѐм есть такие разноплановые актѐры.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
- 15 - 
Заключение. 
 
Выводы моей работы таковы: 
 
-  Павел  Маркелов  и  Алексей  Меженный  –  актѐры  разноплановые, 
способные сыграть и публичность, и камерность; 
 
- режиссѐры сознательно ставят актѐров в постановку одного и того же 
спектакля, чтобы усилить актѐрский ансамбль; 
 
- в дуэте эти актѐры не переигрывают друг друга, а дополняют; 
 
- в арсенале актѐрского мастерства Маркелов и Меженный используют 
всю  доступную палитру средств, они сживаются с обликом  героя, придают 
ему достоверность; 
 
-  не  бывает  равнодушного  зрителя  на  спектаклях,  где  задействованы 
Маркелов и Меженный, они умеют заставить поверить зрителя в реальность 
происходящего на сцене. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
- 16 - 
Список литературы.* 
      1.Аитова  Ксения  «Три  поросенка  нужно  ставить,  как  «Гамлета». 
«Репортѐр»,31.08.2007. 
      2. Аитова Ксения «Бокал наполовину пуст», «Самарская газета»,6.09.2007 
      3.Аитова  Ксения  «Этот  белый,  белый,  белый  мир…».  «Репортѐр», 
28.09.2007  
     4. Дмитриевская Марина «Мир дому сему». «Российская газета»,17-18,04, 
2005 
     5. Иванов Валерий «Все в белом…». «Самарские извести»,19.10.2007 
     6. Идельсон Ольга. «…белый голубь в чѐрной стае грачей»,27.10.2007 
     7.Идельсон  Олга  «К  нам  приехал  «Ревизор».  «Самарская  газета», 
5.04.2009 
 8.Сергеева Ольга «Островский по-чеховски». «Время», 1.10.2007. 
 9.Хавина Лилия «Виртуозная классика». «Культура»,. 27.09.07 
10.Шепелева  Анна  «Таланты  –  поклонникам».  «Российская  газета», 
28.09.2007. 
11.Эскина Наталья «Рецепт вина из одуванчиков». «Российская газета»,9-
15.02.2005. 
12.Эскина  Наталья  «Таланты  в  скупом  мещанском  царстве».  «Волжская 
коммуна»,29.02.2008 
 
 
 
*  Несмотря  на  предоставленный  список  литературы  (рецензии  на 
спектакли,  которые  нам  предложили  в  литературном  отделе  театра 
«САМАРТ») в работе я сознательно отказываюсь от цитирования других 
критиков,  так  как  эта  работа,  помимо  конференции,  будет  отдана  в 
литературную  часть    «САМАРТА»,  не  хотелось  повторять  уже 
высказанные  идеи.  Работа  представляет    собственные  наблюдения  над 
игрой актѐров и личностное восприятие от их игры.  

 
- 17 - 
 
 


Похожие:

Xxxix городская научно-практическая конференция учащихся секция «К 80-летию театра «самарт» iconРоль театра «самарт» в духовном воспитании юношества
Самарт, который я ещѐ не видел. Театр во многом экспериментален, для постановок приглашает разных режиссѐров, в труппе много молодых...
Xxxix городская научно-практическая конференция учащихся секция «К 80-летию театра «самарт» iconНаучно-практическая конференция «Твой первый шаг в науку»

Xxxix городская научно-практическая конференция учащихся секция «К 80-летию театра «самарт» iconГородская научно-практическая конференция школьников «Эврика, юниор»
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Существует...
Xxxix городская научно-практическая конференция учащихся секция «К 80-летию театра «самарт» iconН. Т. Гончаровой Заместителям руководителя уфнс
Завершилась вторая Международная научно-практическая конференция «Налогообложение – современный взгляд»
Xxxix городская научно-практическая конференция учащихся секция «К 80-летию театра «самарт» iconУниверситет Институт «Кибернетический центр»
Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых c международным участием
Xxxix городская научно-практическая конференция учащихся секция «К 80-летию театра «самарт» iconШкольная конференция научно исследовательских и творческих работ обучающихся “Шаг в будущее” Секция Химия. Экология
Школьная конференция научно исследовательских и творческих работ обучающихся “Шаг в будущее”
Xxxix городская научно-практическая конференция учащихся секция «К 80-летию театра «самарт» iconKursiv kz стр. 5 народная научно-практическая конференция продавать лекарства. Планируется обучить еще
«Достижения и перспективы развития современ- формирует медсестра помещения для аптек в селах. Кроме того, в рай- стр. 6-8 ной онкологии...
Xxxix городская научно-практическая конференция учащихся секция «К 80-летию театра «самарт» iconБогатства. Для окружных властей третья научно-практическая конференция «ЭкоПечора» стала хорошей а возможностью получить компетентное мнение и оценку экспертного сообщества о состоянии окружающей
Два дня на этой неделе крупнейшие экологи россии, видные учёные и нефтяники, обсуждали вопросы
Xxxix городская научно-практическая конференция учащихся секция «К 80-летию театра «самарт» iconРайонная научно практическая конференция
И в то же время из других источников мы слышим о вреде этих же чипсов, газированных напитков, сухариков, жевательных резинок, кукурузных...
Xxxix городская научно-практическая конференция учащихся секция «К 80-летию театра «самарт» iconШкольная научная конференция учащихся секция
Получается что при покупке мы, оплачивая овощ или фрукт целиком можем недосчитаться того количества витаминов, за которые заплатили....
Разместите кнопку на своём сайте:
recept.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©recept.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Recept