Главная страница

Поиск по названию:


Здоровьесберегающий компонент на уроках биологии




НазваниеЗдоровьесберегающий компонент на уроках биологии
страница1/5
Дата конвертации14.12.2012
Размер0.85 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5


МОУ «Большеусинская средняя общеобразовательная школа»

Колегова Л.Ф.
Здоровьесберегающий компонент на уроках биологии



Большая Уса 2005

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………2

Тематическое планирование уроков курса

«Человек и его здоровье»………………………………………………………………………………….3

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение………...............................................6

Формирование скелета и развитие мышц…………………………………...............................................10

Дидактический материал…………………………………………………………………………………..13

Дыхательные движения……………………………………………………………………………………17

Гигиена органов дыхания………………………………………………………………………………….21

Строение и функции ротовой полости……………………………………………………………………29

Кишечник…………………………………………………………………………………………………...30

Гигиена питания и пищеварения………………………………………………………………………….33

Зрительный анализатор……………………………………………………………………………………34

Дидактический материал………………………………………………………………………………….36

Характеристика подросткового периода…………………………………………………………………40

Список литературы………………………………………………………….....................................43

Введение.

Мы любим рассуждать о том, какого


Человека должна выпускать школа:

Культурного, высоконравственного,

Творческого…..

Но часто забываем: прежде всего - здорового.

Вопросы сохранения и укрепления здоровья в совре­менном обществе приобретают все большее значение. И обусловлено это прежде всего тем, что в окружающей че­ловека среде есть много факторов, отрицательно влияю­щих на здоровье человека. Это и загрязнение окружаю­щей среды (физическое, химическое и биологическое), и возрастные стрессовые ситуации, и вредные привычки (ку­рение, употребление алкоголя и наркотических веществ), и гиподинамия. Чтобы сохранить здоровье, человеку необходимо орга­низовать свою жизнь с учетом сложившихся объективных экологических условий, устранить нежелательные факто­ры или снизить их воздействие, свести к минимуму их вред­ное влияние на человеческий организм.

В связи с этим возникает необходимость обучения че­ловека правилам поведения в неблагоприятных условиях окружающей среды, формирования гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в не­обходимости сохранения своего здоровья, рассмотрения воспитания ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, привития правил межличностного общения, обеспечения учащихся необходимой информа­цией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье.

Важный фактор здоровья современного общества - вы­сокий уровень экологической и гигиенической культуры. Причем экологическое и гигиеническое образование - не только одна из важных задач современного общества, но и условие его дальнейшего выживания.

Поэтому так важно уже в школе продемонстрировать многогранную природу здоровья, решить задачу формиро­вания экологической и гигиенической грамотности подра­стающего поколения. Не случайно в программе ВОЗ (Все­мирной организации здравоохранения) по охране здоро­вья человека, принятой в 1990 г. ведущая роль отводится общеобразовательной школе.

Процесс формирования здорового образа жизни, зна­ний человека о самом себе, своем психическом и физи­ческом здоровье должен быть длительным и систематическим и начинаться как можно раньше, уже на уровне начального обучения. Только в этом случае могут быть сформированы ценностное отношение к здоровью и здо­ровому образу жизни, собственная шкала ценностей школь­ника.

Важная составная часть программы сохранения и укреп­ления здоровья человека - гигиеническое воспитание, кото­рое тесно связано с экологическим, ведь именно на чело­века, его здоровье оказывает влияние экологическая ситуа­ция. Это, прежде всего, гиподинамия и необходимость уве­личения нагрузок на опорно-двигательную систему, разви­тие сердечной недостаточности вследствие перенапряже­ния нервной системы и отрицательных эмоций, изменения в дыхательной системе вследствие химического загрязнения воздушной среды. Вот почему оба направления - гигиени­ческое и экологическое воспитание сливаются в одну про­блему - воспитание здорового человека, формирование зна­ний о здоровом образе жизни, о гигиенических нормах и правилах поведения в окружающей среде.

Гигиеническое воспитание учащихся - междисципли­нарная проблема, она решается всеми курсами, но ведущая роль в формировании гигиенических знаний и умений принадлежит курсу биологии. Школьная биология дает на­учное обоснование гигиенических норм поведения, укреп­ляет сознательное отношение учащихся к соблюдению гигиены в повседневной жизни, способствует самопознанию, самопринятию и самоуважению, переосмыслению сложив­шегося опыта с точки зрения санитарии и гигиены.

В курсе биологии раскрываются гигиенические основы жизни и трудовой деятельности человека. Учащиеся усва­ивают понятия:

факторы здоровья и риска;

питание и здоровье, гигиена питания;

физиология и гигиена труда;

роль трудовой деятельности человека в физическом и умственном развитии;

значение эффективного отдыха для здоровья;

вред гиподинамии, стресса;

профилактика инфекционных заболеваний, травматиз­ма, кожных заболеваний, отравления ядовитыми растени­ями и грибами;

наркотические вещества и их влияние на организм человека;

болезни человека, связанные с употреблением нар­котиков, табака, алкоголя; венерические заболевания, СПИД, их профилактика.
В процессе изучения курса биологии у школьников формируются следующие санитарно-гигиенические умения и навыки:

соблюдение правил личной и общественной гигиены, режима труда и отдыха;

соблюдение основных правил рационального пита­ния;

составление меню-раскладки;

оказание первой доврачебной помощи;

выполнение физических упражнений в режиме дня;

контроль за соблюдением норм тренированности сво­его организма;

пользование факторами закаливания.


Тематическое планирование уроков курса «Человек и его здоровье».


1. Первая помощь при травмах ОДА


Первая помощь при травмах ОДА. Профилактика травматизма.


2 Работа мышц


Упражнения, стимулирующие развитие определенных групп мышц


3 Формирование скелета и развитие мышц


Упражнения для формирования правильной осанки. Как определить степень правильности своей осанки. Как выявить плоскостопие. Упражнения, укрепляющие свод стопы. Упражнения, снимающие утомление мышц спины

4. Плазма крови


Вещества, ускоряющие свертывание крови, и вещества, замедляющие свертывание крови, сколько необходимо съедать соли и почему


5 Иммунитет

Средства укрепления иммунитета. Иммунитет и образ жизни

6. Клетки крови


Роль витамина С и молочных продуктов в профилактике железо-дефицитной анемии


7.Сердце


Стресс и его последствия. Значение тренировки сердечной мышцы. Питание и сердце


8. Кровеносные сосуды


Факторы, расширяющие и сужающие кровеносные сосуды. питание и сосуды. Профилактика атеросклероза


9. Движение крови по сосудам


Стресс и артериальное давление. Продукты питания, снижающие и повышающие артериальное давление


10. Первая помощь при кровотечениях


Крапива, спорыш - растения, помогающие остановить кровотечение


11. Вредное влияние курения и алкоголя на сердце и сосуды


Состояние сосудов курящего и употребляющего спиртные напитки человека. Как бросить курить


12. Строение и функции органов дыхания


Необходимость увлажнения воздуха в жилом помещении в зимнее время года


13. Газообмен в легких и тканях



Разрушение сурфактанта веществами табачного дыма. Курение и легочная недостаточность.


14. Дыхательные движения. Их частота


Необходимость проветривания помещения. Дыхательные упражнения

и здоровье


15. Жизненная емкость легких


Упражнения, увеличивающие жизненную емкость легких. Значение двигательной активности


16. Гигиена органов дыхания


Профилактика заболеваний органов дыхания. Как облегчить состояние и ускорить выздоровление. Значение янтарной и аскорбиновой кислоты


17. Питательные вещества и пищевые продукты


Роль питательных веществ и пищевых продуктов в укреплении здоровья


18.Строение и функции ротовой полости.


Связь между состоянием зубов и здоровьем. Причины разрушения зубов у курильщиков. Состояние слизистой оболочки ротовой полости и языка как показатель здоровья

19. Строение и функции желудка.


Причины возникновения гастрита и язвы желудка


20. Кишечник


Как можно восстановить микрофлору кишечника. Что такое «нормальный стул» и почему это необходимо знать


21. Гигиена питания и пищеварения


Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Диеты, здоровое питание. Спорт и питание


22. Обмен органических веществ


Роль органических веществ в развитии и правильном формировании организма человека


23. Обмен воды и неорганических веществ


Сколько необходимо употреблять воды ежедневно и почему. Роль минеральных веществ в сохранении здоровья и продукты питания, в которых они содержатся



24. Витамины


Какие продукты питания могут обеспечивать круглый год витаминами в условиях Урала. «Зеленая аптека» на подоконнике.


25. Нормы питания


Полноценное и сбалансированное питание - одно из условий сохранения здоровья. Как в условиях современной жизни построить режим питания.

Всегда ли надо доверять красивым и ярким упаковкам


26. Строение и функции мочевыделительной системы


Соотношение соли и воды в организме. Вещества, ускоряющие мочеобразование. Функциональное состояние мочевыделительной системы и артериальное давление


27. Строение и функции кожи


Что можно узнать о состоянии своего здоровья по состоянию своей кожи. Чем полезен точечный массаж кожи ладоней и стопы. Благотворное влияние воздуха и воды на кожу и весь организм, Состояние волос на голове как отражение состояния здоровья


28. Железы внутренней секреции


Йодированная соль и морепродукты как средства профилактики.

заболеваний щитовидной железы


29. Спинной мозг


Почему необходимо избегать травм спины. По каким признакам можно предположить, что у пострадавшего от какой - либо травмы возможен перелом позвоночника. Что нужно делать, чтобы не травмировать в этом случае спинной мозг.


30. Головной мозг


Плоскостопие как причина микросотрясений головного мозга. Хорошо или плохо быть левополушарным или правополушарным человеком. Головной мозг, любимый вид деятельности и выбор профессии. Влияние курения и употребления спиртных напитков на состояние головного мозга


31. Сон


Правила гигиены сна. Что можно и чего нельзя делать перед сном


32. Гигиена нервной системы и органов чувств


Стресс, плохой сон, болезни, умственное переутомление, эмоциональные перегрузки - враги нервной системы. Гимнастика для глаз. Полезно ли слушать музыку через наушники. Хронические заболевания носоглотки и состояние органа слуха. Больные зубы и слух. Обонятельная память и состояние организма


33. Система органов размножения

Половые гормоны и осознание принадлежности к своему полу. Гигиена органов размножения. Что нужно знать девочкам о мальчиках и мальчикам - о девочках. Чем должна отличаться одежда нижней части тела мальчиков и девочек

34. Внутриутробное развитие


Гигиена беременной женщины. Могут ли окружающие курить в ее присутствии. Бережное и заботливое отношение к беременной женщине -одно из условий рождения здорового ребенка. Почему желанный ребенок всегда здоровее нежеланного


35. Рост и развитие ребенка


Как создать условия для полноценного развития ребенка. Почему необходимо всестороннее развитие ребенка. «Критические» периоды в развитии ребенка. Доброжелательная обстановка в семье, положительный пример родителей - условия нормального развития ребенка


36.Характеристика подросткового периода


Что необходимо знать подростку о себе. Аутотренинг и его значение. Самодиагностика, самокоррекция психического и физического состояния в подростковом возрасте


Заболевания сердечно – сосудистой системы, их предупреждение.

Задачи: познакомить учащихся с сердечно – сосудистыми заболеваниями и мерами их профилактики; раскрыть вредное влияние никотина и алкоголя на сердечно – сосудистую систему.

Основное содержание:

  • Причины сердечно – сосудистых заболеваний.

  • Меры профилактики сердечно – сосудистых заболеваний. Тренировка сердца.

  • Вредное влияние табака и алкоголя на сердце и сосуды.

Здоровьесберегающий компонент:

Основные причины сердечно-сосудистых заболеваний связаны со снижением физической активности, гиподинамией, избыточным питанием, употреблением курением, чрезмерными психическими нагрузками, стрессами. Сердце всегда первым откликается на потребности организма: будь то физические нагрузки (бег, поднятие тяжестей, подъем в гору), воздействие высоких температур, эмоции, воздействие ядовитых веществ (алкоголь, никотин и т. д.).

Гиподинамия — ограниченная физическая подвижность, результат научно-технического прогресса людей, ведущих малоподвижный образ жизни. Недостаток движения сказывается на всем организме: ослабевают мышцы (в первую очередь сердечная), увеличивается количество жировой ткани, снижается выносливость, нарушается обмен веществ.

Нервное перенапряжение, возникающее в результате давления среды, очень часто пытаются снять принятием спиртного или выкуриванием сигареты, получая мнимое расслабление. Однако алкоголь и табак еще больше нарушают сердечно-сосудистую систему.

На сегодняшний день большое значение проблемы, связанные с такими заболеваниями, как ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь и сосудистые поражения центральной нервной системы.
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний

Для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний не­обходимо вести здоровый образ жизни, тренировать сердце.Физическая работа (особенно на свежем воздухе) способствует увеличению кровотока через сердечную мышцу по венечным и коронарным сосудам.

Правильное питание состоит в использовании для питания на­туральных продуктов, отказе от употребления продуктов, содер­жащих насыщенные жиры, холестерин, соль, кофеин, рафини­рованный сахар. Следует следить за своим весом.

Регулярные занятия спортом укрепляют и тренируют сердечно - ­сосудистую систему. День следует начинать с утренней зарядки (15-20 минут). Полезны ходьба, бег, езда на велосипеде, плава­ние, туристические походы.

Необходим отказ от вредных привычек (алкоголь, табакокурение).

Прекрасно снимают напряжение и успокаивают занятия аутотренингом, дающие оптимисти­ческий жизненный настрой.

Применение контрастного душа снимает усталость, укре­пляет нервную и сердечно-со­судистую систему, повышает иммунитет.

При нервных потрясениях и после стрессовой ситуации очень полезно использовать травяной чай, содержащий мяту, пустырник, валериану.

Благотворно влияют на состо­яние сердечно-сосудистой системы массаж, ванны, морские купания.

Крепкий сон— залог сильного сердца, основа не только здоровья, но и самой жизни.

Для здоровья полезно любить окружающих, помогать людям и всем живым существам, не вступать в эмоциональные дискус­сии, в контакты с неприятными людьми, уходить от сложных ситуаций.

Нужно победить в себе жадность, недовольство, страх, лицемерие, гордость. Не следует говорить о людях плохо и принимать близко к сердцу недоброе мнение.

Приобретайте хорошие привычки. «У нас только одно сердце и только одна жизнь, и необходимо заботиться об этих сокрови­щах» (П. Брэгг)
Гипотония - пониженное давление

Для восстановления здоровья необходимо строго соблюдать режим дня, ложиться спать не позднее 22 часов, утром выпол­нять упражнения, тонизирующие нервную систему регулярно заниматься физкультурой, читать вслух.
Гипертония - повышенное давление

При небольшом и непостоянном повышении давления можно лечиться без лекарств: исключить употребление поваренной соли, меньше говорить, несколько раз в день на несколько минут при­нимать горизонтальное положение (см. 1.7.3), соблюдать режим дня, достаточно употреблять с пищей белка, кальция, калия, клет­чатки.

Снижает артериальное давление задержка дыхания после вы­доха и точечный массаж центра ладоней.
При острых болях в сердце

Боль- сигнал о неблагополучии в организме. Боль в левой по­ловине грудной клетки, в области сердца, может быть вызвана самыми разными причинами, но всегда требует к себе внимания.

Следует прекратить физическую работу, задержать дыхание, принять горизонтальное положение, зажать левый мизинец с боковых сторон у ногтевой фаланги (в крайнем случае прику­сить зубами).

До прихода врача больному можно дать какое-нибудь успока­ивающее средство, например, положить под язык таблетку вали­дола или выпить половину чайной ложки кордиамина.
Упражнение для усиления кровообращение

Это упражнение из древней йоги. Оно улучшает движение крови по сосудам и обогащает ее кислородом. Особенно полезно при слабом кровообращении, после перенесенного заболевания, при зябкости конечностей. И.п. основная стойка.
Технология исполнения упражнения:

  1. Расслабиться, вдыхать воздух через нос как можно медленней, непрерывной струйкой, до предела.

  2. Задержать дыхание на несколько секунд.

  3. Слегка наклониться вперед, крепко сжимая кисти.

  4. Как можно медленнее выполнить полный выдох через нос, выпрямиться.


Для нормальной работы сердечно - сосудистой системы очень важно достаточную физическую нагрузку чередовать с полным расслаблением мышц. Выполняется так: лечь лицом вниз, лбом

в ладони, глаза закрыть, ноги слегка раздвинуть. Дышать спокойно, медленно. Полностью расслабиться. Представить себя крокодилом, который греется под палящими лучами солнца.

Алкоголь и уксусный альдегид (продукт его обмена) пора­жают мембраны мышечных клеток сердца, отрицательно влияют на мембраны клеток эндотелия сосудов сердца и внутренних органов. В результате уменьшается скорость диффузии кислорода к тканям сердца и других органов, ухудшаются их функции. Со временем эти ткани заменя­ются на менее прихотливую соединительную ткань. Спир­тное, особенно у молодых людей, нарушает регуляцию то­нуса сосудов, сердечного ритма, обмена в тканях сердца и мозга. Это может привести к остановке сердца, отеку моз­га и смертельному исходу.

После выкуривания сигареты наблюдается сужение сосу­дов на 30 минут. Это приводит к увеличению нагрузки на сердце. У курильщиков повышена вероятность возникновения болезни Рейно, сопровождающейся разрастание эндотелия артерий, что приводит к сужению их просвете;

С годами у заядлых курильщиков это ведет к возникновению «перемежающейся хромоты» в результате возникновения болей в конечности после 15 минут ее работы. Обычно это заболевание прогрессирует и ведет к возникновению гангрены и необходимости ампутации ноги.

КАК БРОСИТЬ КУРИТЬ.

Что нужно для того, чтобы отказаться от курения?

Во-первых, принять твердое решение, во-вторых, знать методы отказа от табака и, в-третьих, суметь выполнить свое решение.

Отказаться от курения не так уж просто, как это порой кажется начинающим курильщикам. Даже если вы курите всего 1—2 года, психологическая и физиологическая зави­симость от табака уже начала складываться. Однако в этом случае стаж курения еще невелик, а значит, именно сейчас самое время бросить курить.

Принять решение. Чтобы решиться отказаться от куре­ния навсегда, нужно подобрать веские аргументы. А чтобы все как следует обдумать, советуем сделать следующее. Раз­делите лист бумаги на две части и все аргументы "за" отказ от курения выпишите на левой половине листа, а все "про­тив" — на правой. Посмотрите, достаточно ли у вас аргу­ментов для того, чтобы отказаться от табака, перевесили ли они желание продолжать курить? Может быть, вы мало знаете о том, насколько вредно курение?

Как подготовить себя к отказу от курения. Не нужно принимать быстрого, но непродуманного решения бросить курить. К отказу от курения нужно готовиться. Лучше всего наметить для себя какую-нибудь конкретную дату (не через 2—3) и все это время "морально" готовиться к отказу от курения, а также немного тренироваться.
Вот некоторые советы.

  • Не докуривайте сигарету до конца, оставляя последнюю треть, ведь самые вредные компоненты табачного дыма находятся именно в ней.

  • Не затягивайтесь сигаретой.

  • Старайтесь ежедневно сокращать количество выкуриваемых сигарет на 1—2

  • Не курите на пустой желудок.

  • Никогда не курите за компанию.

Желание закурить приходит волнообразно. Постарайтесь пережить такой "приступ " без сигареты. Так ли уж трудно не курить?

Немного о психологии курения. Обычно у курильщиков кроме физиологической зависимости от табака, есть еще в психологическая. К такой зависимости можно отнести привычки — например, курить в определенном месте, в опреде­ленное время, за каким-то делом и т.д. Эти стереотипы нужно ломать. Если вы привыкли курить по дороге в школу или из школы — измените маршрут. Если вы привыкли курить после еды на балконе — не выходите на балкон и т.п. Вам придется заводить новые "бездымные" привычки.

Первые дни без сигареты. Итак, наступил намеченный день и вы больше не курите, однако в первые 5—7 дней нужно выполнять некоторые несложные рекомендации, что­бы отказ от курения протекал легче.


  • Нужно пить больше жидкости: воды, соков, некрепкого чая с лимоном ( лимон содержит витамин С, который особенно нужен тем, кто бросает курить).

  • Не пейте крепкий чай или кофе — это обостряет тягу к сигарете. По той же причине не следует, есть острые и пряные блюда.

  • В первые дни ешьте больше свежих овощей и кисломолочных продуктов, пейте соки.

  • Каждый день съедайте ложку меда – он помогает печени очистить организм от вредных веществ.

  • Ваша физическая активность должна быть высокой. Физкультура не только отвлекает от курения, но и "очищает " дыхание.

  • Ежедневно принимайте душ.

Для чего нужно выполнять эти рекомендации? Для того, чтобы в первые же дни как можно быстрее освободить орга­низм от никотина и других вредных компонентов табачного дыма.

Что делать дальше? Отказ от курения — достаточно дли­тельный процесс, который требует усилий. Как поддержать себя, чтобы снова не тянуло к сигарете? Вот некоторые со­веты.


  • Избегайте ситуаций, провоцирующих курение. Если вы общаетесь с друзьями только в местах, где принято курить, вы ставите себя в затруднительное положение — вам может быть трудно отказаться от сигареты. Однако заметьте, что чем меньше ваш "вес" в компании, тем труднее вам отвергнуть предложенную сигарету.

  • Найдите партнера по отказу от курения. Отказаться от курения легче, если вас поддерживают родные или друзья. Лучше всего бросать курить с кем-то вместе — вы можете оказывать друг другу моральную поддержку.

  • Не делайте отказ от курения самоцелью. Не нужно, чтобы ваши мысли все время вращались вокруг курения. Ваша цель иная — добиться здоровья, силы, красоты, умения управлять собой, своим настроением и поведением самостоятельно, без помощи сигарет.

  • Применяйте самовнушение. Для этого нужно продумать краткую индивидуальную формулу самовнушения, которая должна вызвать яркий образ. Например — "курение мне противно" или "легко дышать, когда не куришь" и т.д. Можно поддерживать себя иначе: "у меня железная воля ". Если я решил бросить курить, значит, брошу. Никто и ничто не заставит меня изменить свое решение. Эту фразу или несколько фраз нужно произносить перед сном или после пробуждения, а также несколько раз в тече­ние дня, особенно в ситуациях, когда хочется курить.


Что вы выигрываете, отказавшись от курения?

  • Если вы не курите неделю, вас, конечно, еще тянет к сигарете, но уже улучшился цвет лица, пропал неприятный запах от кожи, от волос, от дыхания.

  • Если вы не курите месяц, вам стало легче дышать, исчезла головная боль. Повысилась вкусовая чувствительность

  • Если вы не курите уже полгода — пульс стал реже, можете задержать дыхание на длительное время, значит вы в хорошей форме, значит, улучшаются спортивные показатели

  • Посчитайте, сколько денег тратит курильщик на сигареты, если он выкуривает в день пачку сигарет?

  • Если вы не курите больше года и не будете курите никогда, то вы доказали себе и окружающим, что у вас сильная воля, что вы зрелая личность.


ОТ БОЛЕЗНЕЙ, ВЫЗВАННЫХ КУРЕНИЕМ, В ЕВРОПЕ ЗА ГОД

ГИБНЕТ 500000 ЧЕЛОВЕК.

ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ, ЧТО НИКОГДА НЕ СТАНЕТЕ ЖЕРТВОЙ КУРЕНИЯ?

НЕ БУДЬТЕ НАИВНЫМИ - БРОСАЙТЕ КУРИТЬ!

Формирование скелета и развитие мышц.


Задачи: раскрыть условия формирования аппарата опоры и движения, влияние физических упражнений, спота и труда на его развитие; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия.

Содержание:

  • Влияние физических упражнений на формирование и развитие аппарата опоры и движения.

  • Гиподинамия и здоровье человека.

  • Осанка и здоровье человека. Правильная осанка

  • Предупреждение искривлений позвоночника.

  • Плоскостопие, его причины; предупреждение и исправление.


Здоровьесберегающий компонент:

Всего у человека 276 костей и, соединяясь между собой, они образуют скелет.

По прочности и упругости кость соответствует желе­зобетону. Она в 30 раз тверже кирпича и в 2,5 раза тверже гранита. У взрослого кости содержат 30% органических и 70% неорганических веществ. От этих соотношений зависит их твердость и гибкость. У детей органических веществ больше, и кости более эластичные. Чем больше нагрузка на кость, тем она прочнее. Наибольшую нагрузку у человека испытывает боль­шая берцовая кость голени. Она способна выдержать вес около 1,5т Рост костей заканчивается после 20 лет. У людей, занимающихся физическим трудом и спортом, кости развиты лучше, они массивнее, прочнее, их рельеф выражен лучше, чем у тех, кто пренебрегает физической работой. Если кости не подвергаются до­статочной нагрузке, то они начинают рассасываться, становятся более тонкими и хрупкими. Во многом строение костей определяется питанием. Костной системе необходимы минеральные вещества (в первую очередь кальций) и витамины D, А и С..

Значение гибкости позвоночни­ка как обязательному условию молодости и здоровья. Развить гибкость помогают упражнения на растяжение.
Растяжение ног (упражнение из йоги)

Упражнения на растяжение следует делать очень мягко и ос­торожно, медленно, настойчиво, но без напряжения, и обязательно - с полным вниманием.

Исходное положение (и.п.): сесть на пол, ноги вытянуть, ступни вместе, спину держать прямо, руки положить на колени пальцами внутрь.

1. Поднять руки вверх, прогнуться.

2.. Руки вниз, наклониться.

3. Сжать руками колени, локти наружу, расслабить мышцы шеи, держать позу -5с.

4. Продвинуть руки к ступням, сжать руками лодыжки, дер­жать позу 5 с, мягко наклонить корпус, расслабить мышцы держать позу 5с.

5. Медленно вернуться в и.п.

Повторить упражнение еще 2 раза.

Можете ли вы без напряжения достать лбом до коленей?


  • Проверьте свою осанку

Для того чтобы тебе легче было понять, что такое правильная осанка, встань спиной к стене (у которой нет плинтуса) или к двери так, чтобы касаться ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и кончиками мизинцев опущенных прижатых к телу рук. Попробуй встать так и ты увидишь, какой стройной станет твоя фигура. Ты скажешь, что трудно так долго держаться! Да, сначала трудно. Но если ты будешь помнить, об этом постоянно и будешь вырабатывать осанку, такое положение тела станет для тебя привычным. А для этого советую те ежедневно первые 6—7 дней становиться у стены (или двери) и стоять в этом положении 5—7 мин, чтобы запомнить и привыкнуть к этому положению тела.

  • Для того чтобы тело было легче держать прямо, необходимо развить достаточно крепкий «мышечный корсет». А это достигается путем равномерного укрепления всех мышц туловища. Для этого тебе нужно делать гимнастику, заниматься спортом, правильно сидеть. Труднее всего принять правильную осанку утром, встав с постели. Поэтому нужно начинать свой день с утренней гимнастики, которая недаром называется «зарядкой», потому что прогоняет остатки сна, заряжает организм бодростью на весь день.

Гимнастику всегда следует проводить в хорошо проветренной комнате или еще лучше — на свежем воздухе.

Замечали ли вы, как ходит большинство из вас: голова опушена, стопа вывернута наружу, шаги широкие, а руками размахиваете так, - что задеваете прохожих.

Для того чтобы походка была красивой, идти нужно средним шагом, соответственно росту, не семеня ногами, но и не широко. Шаг должен быть мелкий пружинистый. Стопу следует ставить прямо, выпрямив ногу в колене, спина ,при этом держать прямо, голову поднять высоко. Красиво ходить совсем не просто, но этому нужно учиться!

  • О положении тела следует помнить не только при ходьбе, но и во время приготовления уроков, сидя за столом. 8-—9 ч в сутки вы проводите сидя: в школе и дома при приготовлении уроков. Проследи за собой, проконтролируй, как ты сидишь. Если ты увидишь, что спина сгорблена, левое плечо опущено, правое поднято, а голова наклонена к самому столу, то ни о какой красивой осанке не может быть и речи.

Если ты будешь так сидеть и дальше, то у тебя может развиться сутулая спина. Грудная клетка сузится, станет плоской, углы лопаток оттопыриваются как крылья, живот выпятится вперед, одно плечо станет ниже другого. А в дальнейшем может развиться искривление позвоночника. Это очень вредно, потому что при этом нарушается деятельность сердца и легких, а фигура становится очень некрасивой.

Приучи себя правильно сидеть: прямо, немного наклонив голову опираясь поясничной частью спины о спинку стула, а ступнями о пол. Обе руки должны лежать на столе. Не надо опираться грудью о стол. Расстояние от глаз до тетради не должно быть ближе 35 см. А это можно определить так: поставь руку, согнутую в локте, на стол, при этом кончики пальцев должны касаться наружного угла глаза.

Следует помнить и о постели. Матрас не должен быть мягким, а подушка высокой. Тем ребятам, у которых развивается нарушение осанки, под матрас подкладывать деревянный щит.

Не забывайте и о спорте. Занимайтесь в спортивных секциях, спортивных школах. Не говорите, что нет времени. Каждый из вас может без ущерба занятий уделить спорту 2—3 раза в неделю по 11 /ч—2 ч. Очень полезны художественная гимнастика и фигурное катание, которые способствуют формированию грациозной фигуры, хорошей осанки, воспитывают ритмичность и изящество движений. Из спортивных игр самыми полезными являются волейбол, баскетбол, малый теннис. Эти игры, особенно баскетбол обеспечивают гармоническое развитие тела.

  • Плоскостопие — неправильное строение стопы, у которой слишком свод. Если появились эти явления, обратиться к врачу-ортопеду, который поможет найти причину появившихся болей. Но каждый может определить и сам, есть ли у него плоскостопие.

Для этого подошвы обеих ног нужно смазать каким-либо жирным кремом и наступить на чистый лист бумаги. На бумаге останутся печатки стоп. Проведи линию, соединив края стопы, а поперечной линией раздели пополам и на ней отложи 3 равных Если отпечаток умещается на 1 / 3 по линии, значит, стопа имеет правильное строение. В остальных случаях имеется плоскостопие.

  • Для укрепления свода стопы и предупреждения плоскостопия очень полезно ходить босиком по неровной поверхности (гальке, камушкам, песку), плавать и выполнять следующие упражнения: ходить на носках, не сгибая колени, высоко поднимать ноги, затем на пятках, высоко поднимая пальцы; медленно перекатываться на пятки.

Очень полезны упражнение с шариком. Захватить шарик пальцами левой ноги перекатить его за правую ногу, то же с правой ногой. И так чередовать. С шарами можно делать и другое упражнение — пальцами и ходить с ними на наружных сторонах стоп.

Каждое из этих упражнений следу повторять по 4—5 раз.

  • Королевская осанка

Прямая спина, красивый раз­ворот плеч, гордая посадка головы. Увы, такой осанкой может похвастаться далеко не каждый. Данные упражнения укрепят ваши мышцы плече­вого пояса и снимут нагрузку позвоночника.

1. Сидя на табуретке, делайте энергичные махи в сторону поочередно одной и другой рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений.

2. Согните руки в локте так, чтобы образовался прямой угол. Теперь одна рука — вверх, дру­гая — вниз. Попеременно меняйте направление движения рук. Следите, чтобы спина и плечи оста­вались прямыми. Комплекс упражнений рассчитан на 10-15 минут.

  • .Упражнение, ускоряющее рост (из йоги)

И.п.: стоя, носки и пятки вместе, руки опущены, спина пря­мая. Смотреть прямо перед собой в одну точку.

  1. Спокойный вдох, подняться на носки как можно выше.

  2. Медленный спокойный выдох через нос, опуститься, не дотрагиваясь пятками до пола.

  3. Повторить упражнение 10 раз.

  4. Через 10 дней прибавить одно упражнение и так постепенно довести до 25.

Упражнение развивает мышцы голеней и ступней, делает ноги более стройными, развивает суставы и связки ступней, тренирует аппарат равновесия и способствует росту.

  • Каждый может подрасти.

Многие дети, особенно маль­чишки, страдают от своего малень­кого роста. Как известно, рост зак­ладывается генетически - наследу­ется от родителей, бывает и от прародителей. Однако некоторые "ошибки" природы можно несколь­ко исправить. В том числе - возмож­но и подрасти. Для этого, прежде всего необходимо полноценное пи­тание: растительные и животные белки (это бобовые, мясо, рыба, птица, молоко) и достаточное коли­чество витаминов.

Необходимо по несколько раз в день подтягиваться, висеть на пе­рекладине (по 1-3 мин), хороши висы на перекладине головой вниз. Регулярно делать 60-70 прыжков, стараясь дотянуться, например, до более высокой ветки. Весьма полезны и плавание, игра в баскетбол, во­лейбол.

  • Износ позвонков приводит к защемлению нервных корешков, ведущих к различным внут­ренним органам. Нарушается их энергообмен, и наступают многочисленные болезни. И весь этот процесс ежедневно усиливается наши­ми мощными ударами ног о землю. Только мягкая грациозная походка избавит вас от множества неприятностей с позвоночником. Подражайте в своих движениях движениям кош­ки, ее мягкой поступи, передвижению передни­ми лапами строго по прямой линии. При этом кошка выбрасывает лапу вперед, как бы стря­хивая и ставя ее на подушечки. В каждом дви­жении - грация и совершенство. Так ходят тигры, львы, пантеры и другие животные. Хо­дить надо учиться у Природы.

Если говорить о полном отдыхе и расслаб­лении, то в постели позвоночник должен быть ровным. Треть нашей жизни мы проводим во сне, и если матрац плохого качества, то это грозит большими неприятностями позвоноч­нику. Мягкая постель искривляет позвоночник. Жесткая и ровная формирует естественный прогиб.

  • Не кладите ногу на ногу. Это вызывает боль в нижней части позвоночника и может привести к заболеваниям половых органов. Не «плюхайтесь» со всего маху на стул. Этим каждый раз вы наносите резкий удар по по­звоночнику, от чего постепенно стираются хрящевые пластинки и диски.

Садясь на стул, опускайте тело легко и мяг­ко, голова должна быть направлена вверх и вперед, шея расслаблена, позвоночник вытя­нут. Вес тела приходится только на ступни. Поднимаясь со стула, выталкивайте тело вверх.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Здоровьесберегающий компонент на уроках биологии iconЛекции 1-4 Москва Педагогический университет «Первое сентября»
Материалы курса «Использование игр на уроках биологии»: лекции 1 – М.: Педаго
Здоровьесберегающий компонент на уроках биологии iconУрок по теме «Здоровье величайшая ценность человека»
Цель урока. Обобщить знания учащихся об условиях сохранения, укрепления здоровья и сформировать представление о здоровье человека...
Здоровьесберегающий компонент на уроках биологии iconТема работы: «Чипсы, кока кола и здоровье» Работу
В результате исследования подведены итоги, т е сделаны выводы. Описаны использованные ресурсы изучения по данной теме. Рекомендую...
Здоровьесберегающий компонент на уроках биологии iconУроках математики при изучении понятия «Время», а также на уроках природоведения по теме: «Ориентирование на местности»
Кинофрагмент из серии «Геометрия для малышей». Равные фигуры, определения квадрата и ромба. Использование некоторых свойств этих...
Здоровьесберегающий компонент на уроках биологии iconКурсы повышения квалификации «Гуманитарный компонент в формировании духовно-нравственной культуры учащихся»
Планируя воспитательную работу в школе в этом направлении, мы стараемся организовать мероприятия, объединяющие учащихся параллели....
Здоровьесберегающий компонент на уроках биологии iconРандомизация и бутстреп: статистический анализ в биологии и экологии с использованием R

Здоровьесберегающий компонент на уроках биологии iconПрограмма элективного курса «информационные технологии в курсе биологии»
Пояснительная записка
Здоровьесберегающий компонент на уроках биологии iconУрок по биологии в 8 классе. Тема урока: «Витамины»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № г. Солнечногорск. Московская Область
Здоровьесберегающий компонент на уроках биологии iconРабочая учебная программа по биологии для 2 ступени основного общего образования (5 9 классы)
Муниципальное образовательное учреждение «Бугуянская основная общеобразовательная школа»
Здоровьесберегающий компонент на уроках биологии iconПавлюк І. Ю. Матеріали до уроків. Рідна мова. 4 клас
Методичний посібник має високий виховний потен- ціал на уроках, що дає позитивну можливість поліпшенню
Разместите кнопку на своём сайте:
recept.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©recept.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Recept