Главная страница

Поиск по названию:


Элективный курс по химии Пояснительная записка элективного курса




Скачать 478.08 Kb.
НазваниеЭлективный курс по химии Пояснительная записка элективного курса
страница1/3
Дата конвертации14.12.2012
Размер478.08 Kb.
ТипЭлективный курс
  1   2   3
СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………….…………………………….

Глава I.Элективный курс по химии

    1. Пояснительная записка элективного курса

    2. Основные задачи курса……………………………………………………….

    3. Основные концепции курса…………………………………………………

    4. Методические рекомендации……………..……………………………..

    5. Требования к результатом обучения…………………….…………………

    6. Программа элективного курса Химия пищевых продуктов…………

    7. Тематическое планирование…………………………………………….

Глава II. Элективный курс « Химия пищевых продуктов»

2.1. Химические опыты с жевательной резинкой……………………….

2.2. Химические опыты с мороженым……………………………………

2.3. Химические опыты с шоколадом……………………………………

2.4. Химические методы определения качество чая……………………………

2.5. Экспертиза фруктовых соков……………………………………………….

2.6. Кока-кола, фанта и здоровье…………………………………………………

2.7. Чипсы: вред или польза………………………………………………………

Глава III. Результаты и их обсуждения
Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Школьное химическое и биологическое образование – важная составная часть системы общего естественного образования. Сегодня в школьной химии и биологии преобладают теоретические вопросы. Внимание к теории должно оставаться и в дальнейшем, однако в школе надо активно реализовать взаимосвязь химии и биологии с жизнью, то есть широко привлекать теоретические знания для объяснения задач из реальной жизни людей. Естественнонаучный профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление в вуз на соответствующие специальности [1].

В настоящее время основным направлением модернизации современной школы является переход на профильное обучение. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Профилизация обучения предполагает включение в учебный план в расширенном объеме профильных, а также элективных курсов по выбору учащихся. Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов потребностей и склонностей каждого школьника. Они дают возможность детям выйти за границы обязательных предметов и удовлетворить свой интерес, осознавая правильность выбранного пути. Именно они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связанных с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интереса, способностей и последующих жизненных планов. [2]

Элективные курсы по химии для старших классов призваны развивать интерес к этой науке, формировать научное мировоззрение. Расширять кругозор учащихся, а также способствовать сознательному выбору естественнонаучного профиля. Химия и биология, как учебные предметы в числе других задач призваны давать учащимся представления о биологических основах природы и научно-обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов, и совместно с другими естественнонаучными предметами формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения людей в природе и быту.

Согласно новой концепции школьного химического образования, новой его структуре и содержанию создается гибкие вариативные программы, в которых наметились отход от чрезмерной абстрактности химии. Усиление прикладной направленности, оживление эксперимента, интеграция с другими предметами с целью создания целостной картины окружающего мира.

Поэтому цель нашего элективного курса: подобрать материал и разработать программу курса для учителей химии и биологии.

Химия, как учебная дисциплина, имеет одно несомненное преимущество, позволяющие и воспитывающие функции обучения – химический эксперимент. Химический эксперимент играет важную роль в процессе обучения. Он способствуют формированию системы научных понятий и представлений о веществе и процессах, усовершенствованию и закреплению знаний, развитию практических умений и навыков, интереса к знанию и активного мышления. Знакомит с некоторыми приемами научно-технических исследований, развивает наблюдательность и познавательную активность. Важность его заключается еще и в том, что он является психологическим инструментом воздействия и развития мотивации к изучению химии учащимися. Эмоции, возникающие при наблюдении или постановке эксперимента, побуждают к деятельности и качественному усвоению знаний [3].

Использование в ученом процессе практических работ исследовательского характера, таких как исследуемые пищевые продукты, дает возможность создавать на уроке проблемные ситуации, способствует мотивации обобщения учебного материала, расширяет возможности для индивидуального и дифференцированного подхода к обучению, повышению творческую активность, позволяет расширить кругозор. Заметим, что важно придавать им прикладную направленность, тем самым создавать условия для выработки у учащихся умений применять полученные знания при решении реальных задач повседневной жизни и грамотно обращаться с пищевыми продуктами.

Во время выполнения химического эксперимента у учащихся развивается логическое мышление и любознательность. Самостоятельность и способность анализировать. Очень важно, школьники не механически выполняли задания, а думали, осмысливали практические действия. Процесс обучения необходимо организовать так, чтобы учащиеся могли применить полученные знания на практике и самостоятельно решать задачи. Используя эксперимент.

Каждая практическая работа включает краткие теоретические сведения, задания, вопросы и экспериментальную часть. Содержание практических работ соответствует теоретическому материалу курса химии [1].

Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблемы сохранении и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией, повысить их познавательную активность, развить аналитические способности.

Наиболее систематично и последовательно данная тема может быть проведена в элективном курсе. Считается, что именно при проведении элективных курсов создаются наиболее благоприятные условия для применения в обучении исследовательского метода и учащиеся приобретают определенные исследовательские умения, а так же интерес к исследовательской работе.

Курс химии пищевых продуктов взаимосвязан со многими дисциплинами, так как в создании каждого пищевого продукта сливаются достижения таких наук, как органическая и биоорганическая, биологическая и неорганическая химия, химическая технология, биотехнология и др.

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В связи с переходом системы полного среднего образования на профильное обучение в учебные планы включаются различные элективные курсы. Элективные курсы становятся, пожалуй, единственной возможностью развить интерес школьников к химической науке, химическому производству, к другим отраслям, связанным с химией. С одной стороны, содержание этих курсов призвано углубить и расширить знания и умения учащихся по определенным предметам. С другой стороны, элективные курсы должны максимально реализовать как межпредметные связи и связь с жизнью, так и возможности выхода школьника на будущую профессию.

Элективный курс «Химия пищевых продуктов» может быть предпрофильным, профильным и модульным.

Теоретической базой курса служат химия и история. На занятиях курса расширятся и углубятся межпрежметные знания и умения, полученные на уроках.

Организуя элективные курсы, необходимо, чтобы они отвечали следующим принципам - занимательность, актуальность, связь с жизнью, научность, доступность изучаемого материала и его связь с учебной программой, возможность проявления учащимися творчества и самостоятельности, индивидуальный подход и учет интересов каждого учащегося, плановость и систематичность в проведении занятий.

Итоги работы курса рекомендуется подводить в виде тематического вечера, творческого отчета, выставки, конференции и т.д. с приглашением других учащихся, учителей и родителей. Обязательным итогом элективного курса является защита творческой работы (творческого проекта) и выпуск стенгазеты по индивидуальным темам.[8]
1.2. Основные задачи курса:

  • усвоение основ химической науки, понятий, законов и теорий;

  • расширение и углубление химических знаний;

  • овладение специальными практическими умениями и навыками в области химии;

  • развитие познавательных и мыслительных способностей учащихся;

  • формирование научного мировоззрения учащихся и естественнонаучной картины мира;

  • преодоление безразличного отношения к экологическим проблемам;

  • ознакомление школьников с ролью химии в различных отраслях человеческой деятельности;

  • подготовку учащихся к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям и поступлению в вузы.

  • подготовка учащихся к сознательному выбору профессии;

  • воспитание трудолюбия, аккуратности, внимательности и т.д.;

  • совершенствовать умение работать с литературой.[9]

1.3. Основные концепции курса:

  • становление и развитие химии, как и любых других наук, определяется практической деятельностью и потребностями человека;

  • химическая наука служит интересам человечества, и при правильном и рациональном использовании ее достижений способствует решению многих проблем, стоящих перед обществом;

  • материальное единство веществ и живых организмов, нормальное существование которых возможно лишь на основе эволюционно сложившегося обмена веществ между организмом и окружающей средой;

  • человек и окружающая среда взаимосвязаны и находятся во взаимной зависимости.[9]

1.4. Методические рекомендации

Каждый ученик должен иметь рабочий журнал и, желательно, белый халат, что в значительной степени дисциплинирует учащихся и повышает их ответственность к занятиям.

Занятия курса целесообразно начинать с краткого обзора и повторения материала, рассмотренного на предыдущих занятиях. Затем решаются основные задачи занятия, предусмотренные планом в соответствии с программой. Этот этап работы должен выполняться с максимальным использованием наглядности (эксперимента) и самостоятельности учащихся. Для проведения химического эксперимента не требуется сложного оборудования. На каждое занятие назначаются ответственные дежурные. Целесообразно давать учащимся опережающие домашние задания, чтобы ученики заранее были ознакомлены с темой и материалом занятия. Это сэкономит время, а занятия пройдут более плодотворно, учащиеся будут работать более осмысленно.

Программа курса включает ряд лекционных, практических и семинарских занятий. Лекционные занятия представляют собой лекции-объяснения, лекции-беседы, лекции-рассказы с демонстрацией учебного эксперимента. На практических занятиях проводятся учебный эксперимент, иллюстрирующий изучение теоретического материала, а также занимательные химические опыты, рисуются различные схемы, таблицы (обязательно включается инструктаж учащихся по технике безопасности). Некоторые опыты сложны в исполнении, поэтому учитель делает их демонстрационно. Остальные же опыты проводятся фронтально.

Приоритетными условиями и факторами при выборе конкретного эксперимента определялись его доступность, наглядность и простота исполнения, а также связь со школьным материалом и практикой. Эти приоритеты определены не только (и не столько) проблемами в обеспечении школ учебным оборудованием, но и дидактическими принципами организации учебного эксперимента. Кроме того излишне громоздкий, требующий сложного оборудования и большого расхода реактивов, опыт чаще всего требует значительных затрат времени, как на его подготовку, так и на его проведение. Обучающий эффект от таких опытов минимален.

В течение всего учебного года учащиеся учатся работать с дополнительной литературой, оформлять полученные сведения в виде творческих работ и стенных газет.

Рабочая тетрадь. Задания для самостоятельной работы учащихся. Основная функция рабочей тетради – не столько организовать воспроизведение материала учебника, но прежде всего предложить ученику стать активным участником происходящих вокруг него жизненных событий. Таким образом, рабочая тетрадь – это задачник и практикум. Задания рабочей тетради должны обеспечивать объяснение материала курса, его осмысление и целенаправленное применение в практической деятельности.[11]
1.5. Требование к результатом обучения

  • Знать и выполнять правила техники безопасности работы в химической лаборатории.

  • Уметь работать с реактивами, обычной и специальной химической лабораторной посудой, нагревательными приборами и простейшим оборудованием.

  • Видеть значимость тщательного и точного исполнения химических лабораторных методов исследования для правильной и своевременной оценки свойств веществ.

  • Уметь выпускать стенгазету, написать и публично защитить творческий проект (реферат) с использованием дополнительной литературы и результатов своих экспериментов.

Система оценки образовательных достижений учащихся складывается из оценок за участие в лекциях-беседах во время объяснения нового материала; за ответы во время фронтальных опросов учащихся; за выполнение практических работ; за выпуск стенной газеты; за выполнение и защиту творческого проекта; за участие в итоговом мероприятии курса (конференция, тематический вечер и т.д.).[8]
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

В данном курсе промежуточный контроль достижений является инструментом положительной мотивации и своевременной коррекции работы учащихся и учителя.

В качестве форм промежуточного контроля рекомендуется использовать рефераты, тестовые задания, расчетные задачи с экологическим и валеологическим содержанием, творческие и исследовательские работы.


Тематическое планирование курса «Анализ пищевых продуктов»

1ч в неделю, всего 34 часа

№ урока

Тема занятие

Организационная форма

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Пищевые продукты и здоровье человека.(2 часа)

Урок- лекция. Актуализации и систематизации знаний учащихся с объяснением нового материала.

1.Роль знаний о качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов.

2.Влияние упаковочного материала на пищевые продукты.

3. Вещества, улучшающие вкус и аромат пищевых продуктов.




2

Достижения пищевой промышленности.(5часа)

Урок-экскурсия.

1.Разнообразие жевательных резинок.

2.Многообразие сортов мороженного.

3.Сорта шоколада.

4.Чай и его виды.

5.Фруктовые соки и газированные напитки.

6. Чипсы и их марки.




3

Жевательная резинка.(3часа)

Урок- исследование.

1.Полимеры в пищевой промышленности.

2.Пищевые добавки жевательных резинок.

3.Химический состав оболочек жевательных резинок.

4.Красители жевательных резинок.

Лабораторные опыты:

1.Определение многоатомных спиртов (ксилит, манит).

2.Свойства резиновой основы жвачки.

3.Обнаружение остатка фенилаланина в аспартаме.

4.Свойства ментола.

5.Свойства красителей, входящих в состав жвачки.

4

Мороженное.(6часа)

Поисково-исследовательская работа.

1.Понятие мороженного.

2.Виды мороженого (демонстрация видов).

3.Пищевые добавки мороженных.

4.Технология производства.

5.Химический состав мороженого в различных видов и упаковках.

Лабораторные опыты:

1.Обнаружение белков в мороженом.

2.Обнаружение остатков ароматических а-аминокислот(ксантопротеиновая реакция).

3.Обнаружение углеводов в молочном мороженом.

4.Обнаружение крахмала в вафельном стаканчике из-под мороженого.

5.Изменение цвета красителей, входящих в состав мороженого.

6.Обнаружение ионов

7.Определение наличия железа.

8.Обнаружение лимонной кислоты в плодово-ягодном мороженом.

9.Обнаружение жиров.

10.Обнаружение сахарозы в плодово-ягодном мороженом.

5

Шоколад.(3часа)

Лабораторно-практическая деятельность.

1.Состав шоколада.

2.Влияние шоколада на здоровье человека.

3. Многообразие сортов.

4.Химические компоненты шоколада.

Лабораторные опыты:

1.Обнаружение в шоколаде непредельных жиров.

2. Обнаружение в шоколаде углеводов.

3.Фосфорсодержащие компоненты шоколада.

4.Моделирование сахарного поседение шоколада.

5.Ксантопротеиновая реакция.

6.Обнаружение кофеина и выделение масло какао.


6

Чай.(5часа)

Урок-исследование.

1.История употребления чая.

2.Биологические особенности растений семейства чайных.

3.Химический состав чая.

Лабораторные опыты:

1.Выделение кофеина.

2.Выделение танина и опыты с ним (4опыта).

3. Определение глюкозы.

4.Изменение окраски чая в зависимости от рН среды.

7

Фруктовые соки.(3часа)

Урок-практикум.

1.Понятие натурального фруктового сока.

2.Качество сока и его проверка в домашних условиях.

Лабораторные опыты:

1.Методика определения искусственного красителя в соках.

2.Определение органолептических показателей сока.

3.Наличие аскорбиновой кислоты во фруктовых соках.

8

Газированные напитки.(2 часа)

Нестандартный урок с элементами лабораторной деятельности.

1.Кока-кола, фанта и их влияние на организм.

2.Пить или не пить? (дискуссия).

Лабораторные опыты:

1.Качественная реакция на углеводы (сахар).

2.Качественная реакция на СО2.

3.Качественная реакция на Н3РО4.

4.Содержание иссусственного красителя в напитке «Фанта».

5.Наличие кислоты в напитке «Фанта»

9

Продукты в современности: чипсы(3часа)

Урок-исследование

1.Многообразие чипсов.

2.Качественный анализ чипсов.

3.Калорийность чипсов.


Лабораторные опыты:

1.Качественная реакция на NaCI.

2.Качественное определение жиров.

3.Приготовление водной вытяжки для качественного определение растворимых компонентов.

4.Качественное определение катионов натрия.

5. Качественное определение хлорид-ионов.

6. Качественное определение крахмала.

7. Определение калорийности продукта.

10

Культура здорового питания.(2часа)

Заключительная конференция в форме деловой игры.

1.Влияние питание на здоровье человека.

2.Болезни вызываемые неправильным питанием и нарушениями технологии приготовлении пищи.

3.Выбор вида питания.





Занятие 1

  1   2   3

Похожие:

Элективный курс по химии Пояснительная записка элективного курса iconПрограмма элективного курса «информационные технологии в курсе биологии»
Пояснительная записка
Элективный курс по химии Пояснительная записка элективного курса iconПрограмма элективного курса "Web сайт"
Элективный курс предназначен для обучения учащихся старших классов в общеобразовательных школах. Предполагаемый объём учебного времени...
Элективный курс по химии Пояснительная записка элективного курса iconЭлективный курс «Волшебная сила питания»
Элективный курс «Волшебная сила питания» ориентирован на учащихся 8-9 классов и всех, интересующихся биологией
Элективный курс по химии Пояснительная записка элективного курса iconПрограмма элективного курса «Виртуальная химическая лаборатория»
Из опыта работы Бурдаковой Е. Н., учителя химии, материал представлен на III всероссийский конкурс на лучший молодежный проект по...
Элективный курс по химии Пояснительная записка элективного курса iconПояснительная записка Сборник творческих заданий по дисциплине «Биология»
Сборник творческих заданий по дисциплине «Биология» подготовлен для студентов 1 курса фгоу спо «апэк», изучающих дисциплину на базе...
Элективный курс по химии Пояснительная записка элективного курса iconЭлективный курс «школа дорожной грамоты»
«областной центр детского (юношеского) технического творчества и безопасности дорожного движения»
Элективный курс по химии Пояснительная записка элективного курса iconПрограмма элективного курса «Экспериментальное приложение к курсу органическая химия»
Вдовина Т. О., к п н., Заслуженный учитель рф, моу «Физико-технический лицей №1г. Саратова»
Элективный курс по химии Пояснительная записка элективного курса iconПрограмма элективного курса «Алхимия: мифы и реальность»
Необходимым условием для этого явля- ется введение предпрофильной подготовки, которая за
Элективный курс по химии Пояснительная записка элективного курса iconУтверждена
Пояснительная записка с. 3
Элективный курс по химии Пояснительная записка элективного курса iconПрограмма по литературному чтению Пояснительная записка

Разместите кнопку на своём сайте:
recept.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©recept.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Recept