Главная страница

Поиск по названию:


1. Что делает человека человеком текст Сила или разум?




Название1. Что делает человека человеком текст Сила или разум?
страница1/23
Дата конвертации07.01.2013
Размер2.86 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Л. Н. БОГОЛЮБОВ,
Н. Ю. БАСИК, Н. И. ГОРОДЕЦКАЯ,
Е. И. ЖИЛЬЦОВА, Л. Ф. ИВАНОВА, А. Т. КИНКУЛЬКИН,
Б. В. КУЗНЕЦОВ, Т. Е. ЛИСКОВА, А. И. МАТВЕЕВ, Е. Л. РУТКОВСКАЯ, Е. С. СКВОРЦОВА, О. В. СЛУЦКАЯ


ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
по курсу «Введение в обществознание»
8—9


Пособие для учителя

Часть I.
ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА. ОБЩЕСТВО


Глава I. ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК

Тема 1. ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ

     Текст 1. Сила или разум?

      Из книги, составленной последователями древнекитайского мыслителя Ле Цзы (V в. до н. э.)

      Ян Чижу сказал: «Человек — самое разумное среди всех существ, наделенных жизнью. И в то же время ногти и зубы человека недостаточно сильны, чтобы обеспечить ему охрану и защиту; мускулы и кожа недостаточно крепки, чтобы оборонять его и отражать удары; ноги недостаточно быстры, чтобы унести от опасности. У человека нет ни шерсти, ни перьев, защищающих его от холода и жары, и, чтобы прокормиться, он должен полагаться не на силу, а на разум. Поэтому человек высоко ценит разум и с пренебрежением относится к силе, ибо разум сохраняет его существование, а презренная сила вершит насилие над внешними вещами».

      Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир — эпоха Просвещения. — М., 1991. — С. 35.

      Вопросы и задания: 1. Объясните, как разум человека возмещает недостаток силы и естественных средств защиты. 2. Сегодня, спустя 25 веков после создания книги последователями Ле Цзы, можно ли сказать, что все люди соответствуют той характеристике человека, которая дана в приведенном отрывке? 3. Согласны ли вы с тем, что человека характеризует разум, а не сила?

     Текст 2. О человечности

      Н. А. Бердяев (1874—1948) — русский философ

      Подлинная человечность есть богоподобное, божественное в человеке... Для того чтобы походить вполне на человека, нужно походить на Бога... Человечен не человек, а Бог... Человечность и есть богочеловечность. Человек гораздо более реализует в себе образ звериный, чем образ Божий...

      Образ звериный в человеке совсем не означает сходства со зверем, прекрасным Божьим твореньем. Ужасен не зверь, а человек, ставший зверем. Зверь безмерно лучше звероподобного человека. Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек. В звере есть ангелоподобие. Он также несет в себе искаженный образ ангела1, как человек несет искаженный образ Бога. Но в звере никогда не бывает такого страшного искажения своего образа, какое бывает в человеке. Человек ответствен за состояние зверя в этом мире, зверь же не ответствен... Если Бога нет, то человек есть усовершенствованное и вместе с тем ухудшенное животное...

      Бердяев Н. А. О назначении человека. — М., 1993. — С. 311.

      Вопросы и задания: 1. Какова главная мысль этого фрагмента? 2. Имеет ли значение предложенный фрагмент только для человека верующего или также и для человека нерелигиозного? Поясните свою точку зрения. 3. Согласны ли вы с утверждением: «Ужасен не зверь, а человек, ставший зверем»? Как вы его понимаете? 4. В чем смысл утверждения: «Для того чтобы походить вполне на человека, нужно походить на Бога»? Какие черты человечности характеризуют образ Бога? Можно ли сказать, что Бог — идеал человека?

     Текст 3. Что такое человек?

      Э. Фромм (1900—1980) — немецко-американский социолог и психолог

      Одни полагают, что люди — это овцы, другие считают их хищными волками. Обе стороны могут привести аргументы в пользу своей точки зрения. Тот, кто считает людей овцами, может указать хотя бы на то, что они с легкостью выполняют приказы других людей, даже в ущерб себе...

      Великие инквизиторы и диктаторы основывали свои системы власти как раз на утверждении, что люди — это овцы...

      Однако если большинство людей — овцы, то почему они ведут жизнь, которая этому полностью противоречит? История человечества написана кровью. Это история никогда не прекращающегося насилия, поскольку люди почти всегда подчиняли себе подобных с помощью силы... Разве мы не сталкиваемся повсюду с бесчеловечностью человека — в случае безжалостного ведения войны, в случае убийства и насилия, в случае беззастенчивой эксплуатации слабых более сильными?

      ...Может быть, ответ прост и заключается в том, что меньшинство волков живет бок о бок с большинством овец? Волки хотят убивать, овцы хотят делать то, что им приказывают... А может, речь вообще не должна идти об альтернативе? Может быть, человек — это одновременно и волк, и овца или он ни волк, ни овца?

      ...Вопрос о том, является ли человек волком или овцой, — это лишь заостренная формулировка вопроса... является ли человек по существу злым и порочным, или он добр по своей сути и способен к самосовершенствованию.

      Фромм Э. Душа человека. — М., 1992. — С. 16—17.

      Вопросы и задания: 1. Согласны ли вы с мнением автора? 2. Как бы вы ответили на поставленные Э. Фроммом вопросы? Приведите примеры из истории, или из литературы, или из собственного опыта, или из современной жизни. 3. Сопоставьте вопросы Э. Фромма с размышлениями о человечности других философов. Кто ближе к идеалу человечности — человек-«овца» или человек-«волк»? Может быть, ни тот ни другой? Свои выводы объясните.

     Текст 4. Фундамент человечности

      Из книги современных российских философов

      В какой бы район земного шара мы ни попали, мы встретим там человеческих существ, о которых правомерно утверждать, по крайней мере, следующее:

      — они умеют изготовлять орудия при помощи орудий и использовать их как средства производства материальных благ;

      — они знают простейшие нравственные запреты и безусловную противоположность добра и зла;

      — они обладают потребностями, чувственными восприятиями и умственными навыками, развивавшимися исторически;

      — они не могут ни сформироваться, ни существовать вне общества;

      — признаваемые ими индивидуальные качества и достоинства суть общественные определения, которые отвечают тому или иному типу объективных отношений;

      — их жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а сознательно-волевой характер, вследствие чего они являются существами, у которых есть способность самопринуждения, совесть и сознание ответственности.

      Введение в философию. — М., 1989. — С. 236—237.

      Вопросы и задания: 1. Какие черты, характеризующие человека, вы встречали в других текстах? Какие черты вы встретили впервые в этом тексте? 2. Указанные черты свойственны только человеку или другим существам тоже? Выскажите свое мнение по каждой из названных черт в отдельности и аргументируйте его. 3. Какую из перечисленных черт вы считаете самой важной и почему? 4. Как вы понимаете слова «фундамент человечности»? Какие человеческие качества вы бы построили на этом фундаменте? 5. Какой из названных признаков вам не совсем понятен? Попросите учителя разъяснить его.

Тема 2. ЧТО ЧЕЛОВЕКУ НУЖНО?

     Текст 1. Нужда и потребность

      Я. Л. Коломинский — современный психолог, академик Белорусской академии образования

      В психологии различают нужду и потребность. Нужда — это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать и не осознавать. Например, только что родившийся ребенок объективно нуждается во взрослом человеке (без него погибнет!), но сам он, субъективно, этого не только не осознает, но и не чувствует, не переживает...

      Организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда возникает какой-либо дефицит: заболевают органы дыхания, снижается содержание кислорода в атмосфере. В этом случае человек страдает от нехватки кислорода, предпринимает какие-то действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вздохнуть полной грудью. Объективное состояние — нужда — преобразовалось в психологическое состояние — потребность...

      Потребности, которые отражают нужды нашего организма, называют органическими; потребности, связанные с нуждами развития личности, — духовными или социогенными (порожденными обществом). Органические потребности (в пище, кислороде, воде, продолжении рода, самосохранении) есть и у человека, и у животных. Но даже эти потребности человека на протяжении истории значительно изменились, преобразовались, так сказать, очеловечились. Историческое развитие потребностей в данном случае выражается в том, что меняются предметы и способы удовлетворения потребности. В отличие от животных человек сам производит продукты, удовлетворяющие его потребности.

      Коломинский Я. Л. Человек: психология. — М., 1980. — С. 190.

      Вопросы и задания: 1. Опираясь на текст, поясните, чем объективное состояние — нужда — отличается от психологического состояния — потребности. 2. Какие потребности отражают нужды человеческого организма? Какие потребности связаны с развитием личности? Пользуясь текстами учебника и документа, приведите примеры тех и других потребностей. 3. Какие потребности свойственны и человеку, и животному? 4. Есть ли основание утверждать, что органические потребности людей очеловечены? Отвечая на этот вопрос, рассмотрите, с помощью чего и каким способом человек их удовлетворяет.

     Текст 2. Что человек может иметь всегда?

      Эпиктет (ок. 50 — ок. 140) — римский философ

      Знай и помни, что если человек несчастен, то он сам в этом виноват. Несчастны бывают люди только тогда, когда они желают того, чего не могут иметь; счастливы же тогда, когда желают того, что могут иметь.

      Чего же люди не могут всегда иметь, хотя желают, и что могут всегда иметь, когда желают этого?

      Не всегда могут люди иметь то, что не находится в их власти, не принадлежит им, то, что другие могут отнять у них, — все это не во власти людей. Во власти же людей только то, чему никто и ничто не может помешать.

      Первое — это все блага мирские: богатство, почести, здоровье. Второе — это наша душа, наше духовное самосовершенствование. И в нашей власти как раз все то, что нам нужнее всего для нашего блага, потому что ничто, никакие мирские блага не дают истинного блага, а всегда только обманывают. Истинное же благо дают только наши усилия приближаться к духовному совершенству, а усилия эти всегда в нашей власти.

      Цит. по: Толстой Л. Н. Путь жизни. Кн. 2. — Тольятти, 1995. — С. 320—321.

      Вопросы и задания: 1. О каких потребностях человека говорится в документе? Какие из них относятся к материальным, какие — к духовным, какие — к социальным? 2. Удовлетворение каких потребностей, по мнению автора, делает людей счастливыми? Разделяете ли вы эту точку зрения? 3. Опираясь на текст, попробуйте определить, какими были ценностные ориентации Эпиктета. 4. Как бы вы ответили на вопрос, являющийся названием документа?

     Текст 3. Дело — источник удовлетворения

      С. Т. Шацкий (1878—1934) — российский педагог

      Я ищу хотя бы маленького дела, но такого, которое по существу своему, если в него углубиться, могло бы дать удовлетворение. Я хочу научиться пониманию того, как отыскивать и находить цель и смысл в деле, хотя бы сравнительно ничтожном, потому, что грандиозное, яркое, бьющее в глаза дело, ясное для всех, создающее известность, о чем мы всегда мечтаем, пока молоды, состоит из многих незначительных по размеру деятельностей.

      Ведь не в том сила, чтобы захватить побольше, удовлетвориться известностью и в этой известности находить награду (а после, привыкнув, делать дело только ради этой самой славы), а в том, чтобы твердо, бескорыстно выполнять настоящее жизненное дело ради него самого.

      Шацкий С. Т. Студенческие годы // С. Т. Шацкий: работа для будущего. Документальное повествование / Сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. — М., 1989. — С. 68.

      Вопросы и задания: 1. О какой своей потребности пишет автор? К потребностям какого вида ее можно отнести: материальным, социальным или духовным? 2. Как вы думаете, какой смысл вложен в каждое слово выражения «настоящее жизненное дело»? 3. В чем автор видит силу человека? Приведите примеры, подтверждающие его точку зрения.

     Текст 4. Значение труда для жизни человека

      К. Д. Ушинский (1824—1870 / 71) — русский педагог

      Отец, человек, проложивший сам себе дорогу, трудится, бьется из всех сил, чтобы избавить своих детей от необходимости трудиться, и, наконец, оставляет им обеспеченное состояние. Что же приносит это состояние детям? Оно весьма часто не только бывает причиной безнравственности в детях, не только губит их умственные способности и физические силы, но даже делает их положительно несчастными, так что если сравнить счастье отца, тяжким упорным трудом нажившего состояние, и детей, проживающих его без всякого труда, то мы увидим, что отец был несравненно счастливее детей...

      Из всех этих примеров мы видим, что труд, исходя от человека на природу, действует обратно на человека не одним удовлетворением его потребностей и расширением их круга, но собственной своей, внутренней, ему одному присущей силой, независимо от тех материальных ценностей, которые он доставляет. Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние, но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья. Это животворное влияние имеет только личный труд на того, кто трудится. Материальные плоды трудов можно отнять, наследовать, купить, но внутренней, духовной, животворящей силы труда нельзя ни отнять, ни наследовать, ни купить за все золото Калифорнии: она остается у того, кто трудится.

      Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Пед. соч. В 6 т. — М., 1988. — Т. 2. — С. 10—11.

      Вопросы и задания: 1. Что говорится в отрывке о воздействии труда на человека? 2. Какие потребности человек удовлетворяет с помощью труда: материальные или духовные? Приведите фрагменты текста, подтверждающие ваш ответ. 3. Как вы думаете, возможно ли абсолютно независимое друг от друга проявление и удовлетворение материальных и духовных потребностей? Подберите примеры, поясняющие вашу точку зрения.

     Текст 5. О ценностных ориентациях

      Л. П. Буева — современный философ, академик Российской академии образования

      В системе ценностных потенциалов, которые характеризуют нравственную атмосферу общества, на первый план выдвигаются такие ценности, как деньги, вещи, власть...

      Самым опасным является деструкция2 глубинных человеческих ценностей, к которым относятся вера, надежда и любовь, — как это ни странно. Довольно часто идут разговоры о том, как нам готовить нового человека. Нам бы не потерять старого человека, его гуманистическое основание. Вот вопрос о вере. Мы проводили исследования, данные которых свидетельствуют о том, во что верит современный человек, в первую очередь молодежь. Скорее всего, в случай, в чудо и в деньги. Все остальные параметры находятся на очень низком уровне. И основным якорем спасения они считают материальное обеспечение.

      Семейные ценности, любовь еще не ушли из системы человеческих ценностей, но они сильно деформированы. Любовь-жалость, любовь-сострадание постепенно уходят из структуры. На первый план выдвигается любовь-секс, и при вступлении в коммерцию товаром становятся человеческое тело, человеческие отношения.

      Буева Л. П. Проблемы нравственной культуры и развитие детей России // Государство и дети: реальности России: Материалы международной научно-практической конференции. — М., 1995. — С. 47—50.

      Вопросы и задания: 1. Чему посвящен данный текст? Какова его основная идея? 2. Найдите в учебнике определение ценностных ориентаций. Опираясь на текст фрагмента, приведите примеры ценностей. 3. Разрушение каких ценностей, по мнению автора, является самым опасным? Как вы думаете, почему? 4. Представьте, что вашему классу задали вопрос: «Во что верит современная молодежь?» Какими могли бы быть ответы? Как вы лично ответили бы на этот вопрос?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

1. Что делает человека человеком текст Сила или разум? iconИзучения
Природа – то, что нас окружает, но не создано человеком. Естественное (природные объекты) и искусственное, сделанное руками человека...
1. Что делает человека человеком текст Сила или разум? iconОбсуждать актуальные вопросы, дискутировать и т д
Прочитайте текст, разберите новую лексику, обсудите текст и ответьте на
1. Что делает человека человеком текст Сила или разум? iconГрегори Дэвид Робертс шантарам
Мой разум кричал, однако и сквозь этот крик я сознавал, что даже в этом распятом беспомощном
1. Что делает человека человеком текст Сила или разум? iconЭлективный курс «Волшебная сила питания»
Элективный курс «Волшебная сила питания» ориентирован на учащихся 8-9 классов и всех, интересующихся биологией
1. Что делает человека человеком текст Сила или разум? icon-
Григорий Климов заставляет понять, что этот мир еще менее комфортен и что вся жизнь человека – борьба, но главная и вечная борьба...
1. Что делает человека человеком текст Сила или разум? icon-
Григорий Климов заставляет понять, что этот мир еще менее комфортен и что вся жизнь человека – борьба, но главная и вечная борьба...
1. Что делает человека человеком текст Сила или разум? iconЭта книга о том, как обучать кого угодно: человека или животное, старого или

1. Что делает человека человеком текст Сила или разум? iconЧем сильнее я ощущаю свою вину перед человеком
А уже через десять минут остыла, поняла, что пе- регнула палку, но все же попыталась оправдать свое пове
1. Что делает человека человеком текст Сила или разум? iconДепутатов
Валерия Гончарова. Но у горловских жений, возможного недопонимания все то, чем занимается и что делает
1. Что делает человека человеком текст Сила или разум? iconВикторина по изученному материалу Ученики, соединившись по 3-4 человека, в классе, на гпд или дома, сами или вместе с родителями, при помо­щи учителя или библиотекаря находят дополнительный материал и составляют интересные вопросы и задания,
Ученики, соединившись по 3-4 человека, в классе, на гпд или дома, сами или вместе с родителями, при помо­щи учителя или библиотекаря...
Разместите кнопку на своём сайте:
recept.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©recept.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Recept