Главная страница

Поиск по названию:


Моу дпос «Методический центр» профилактика социально обусловленных заболеваний среди подростков




НазваниеМоу дпос «Методический центр» профилактика социально обусловленных заболеваний среди подростков
страница1/6
Дата конвертации14.12.2012
Размер0.85 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6




Управление системой образования

Краснокамского муниципального района

МОУ ДПОС «Методический центр»


ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Сборник внеклассных мероприятий

Краснокамск 2008

Отв. за выпуск – Е.Н.Вишнякова, методист по социально-педагогическим вопросам МОУ ДПОС «Методический центр»

Профилактика социально обусловленных заболеваний среди подростков. Сборник внеклассных мероприятий. Управление системой образования, МОУ ДПОС "Методический центр"

В сборнике представлены разработки внеклассных мероприятий, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний и формирование у подрастающего поколения установок на здоровый образ жизни. В сборнике опубликованы материалы победителей и участников районного конкурса "Лучший урок по профилактике социально значимых заболеваний, которые могут быть использованы социальными педагогами, школьными психологами и классных руководителями образовательных учреждений.
©МОУ ДПОС «Методический центр», 2008

© МОУ ДПОС «ЦИМТО», 2008

Содержание
Вишнякова Е.Н. Введение…………………………………………………………………..1

Балуева Т.Г. Деловая игра «Мы выбираем путь…»…………………………………….2

Поликашина Е.А. Игра-путешествие «Мы выбираем здоровье»……………………..7

Сапян И.В. Практическое занятие с элементом театра «Нет вредным привычкам»…………………………………………………………………………………....10

Русинова А.Д Ток-шоу "Пока свеча горит"………………………………………………13

Истомина М.Ю. Психологическое занятие "Умей сказать "НЕТ"…………………….15

Бойко С.В. Тренинговое занятие "Есть повод подумать…"…………………………..20

Гусева Т.П. Деловой театр "Скажи себе "Стоп!"………………………………………..22

Нуриева Л.К. Деловая игра "Будьте здоровы"………………………………………….24

Минина Т.А. Игра-исследование "Химическая фабрика в миниатюре"……………28

Харина В.М. Час общения "Трагедии, участником которых можешь оказаться

ты"………………………………………………………………………………………………35

Сорокина Н.М. Тренинговое занятие "Курильщик-сам себе могильщик"………….41

Резухина Т.В., Квиткова Н.М. Ролевая игра "Суд над алкоголем"………………….44

Упорова В.П. Час общения с элементами агитбригады "Твой выбор"……………..45

Введение
Вишнякова Е. Н.,

методист по социально-педагогическим вопросам

МОУ ДПОС «Методический центр»
В Краснокамском муниципальном районе эпидемиологическая ситуация по социально-значимым заболеваниям остаётся на прежнем уровне. По данным отделения профилактики ВИЧ/СПИД МУЗ "Краснокамская ЦРП" на 01 января 2008 года состоит на учёте с диагнозом ВИЧ-инфекция 900 чел. (на 01 января 2007 года – 772 чел.), из них несовершеннолетних – 12 чел. (8 детей и 6 подростков в возрасте 15-19 лет), что составило 1,7 % от общего количества пациентов.

По данным ГУЗ "Краснокамский наркологический диспансер № 2" г. Краснокамска на 01 января 2008 года на диспансерном учёте состоят 85 несовершеннолетних (в 2006 году – 112 чел.), из них с диагнозом алкогольного психоза – 1 чел., алкоголизма – 2 чел, наркомании – 1 чел., токсикомании – 12 чел, с эпизодическим употреблением алкоголя – 46 чел, с эпизодическим употреблением наркотических веществ – 9 чел, с эпизодическое употреблением ненаркотических веществ – 14 чел.

Таким образом, в силу тревожной ситуации в Краснокамском муниципальном районе профилактика социально обусловленных заболеваний среди подрастающего поколения остаётся приоритетным направлением в воспитательной системе образовательных учреждений. В данной работе необходимы продуманная система формирования у детей устойчивой мотивации к здоровью и здоровому образу жизни, комплексный подход к решению проблем табакокурения, наркомании, токсикомании, употребления алкоголя среди детей и подростков. Особое внимание сегодня следует уделять воспитанию психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психическими затруднениями и жизненными проблемами.

Известно, что существует два направления профилактики: негативно-ориентированная и позитивно-ориентированная. Но важно понимать, что негативно-ориентированная профилактика, раскрывающая отрицательные последствия табакокурения, алкоголя и наркотиков, сегодня становится малоэффективной. Каждый четвёртый ребёнок видит образ матери с сигаретой или бутылкой – как бороться? Любое воспитание с частицей "не" – неэффективно. Чем больше стараемся ребёнка отталкивать, тем больше ему хочется попробовать. Позитивно-ориентированная профилактика направлена на формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), воспитание детей в позитивном ключе: "Жизнь хороша. Делай только хорошие поступки, живи своим умом". Каждый должен о себе позаботиться сам, любить себя, тогда и к другим он будет относиться также.

Было бы правильным считать, что профилактика социально обусловленных заболеваний необходима сегодня всем участникам образовательного процесса, а именно, педагогам, родителям и учащимся общеобразовательных учреждений. Надеемся, что они найдут применение и в Вашей воспитательной деятельности.

В сборнике представлены разнообразные формы работы по предупреждению социально обусловленных заболеваний с акцентом на позитивно-ориентированную профилактику.
Деловая игра «Мы выбираем путь…»
Балуева Т.Г.,

учитель биологии МОУ «СОШ №5»
Участники: детский коллектив 8 класса.

Актуальность темы: с тех пор, как появился алкоголь, человечество начало искать способы, как от него избавиться. Это оказалось невозможно. Алкоголизм – неизлечимая бо­лезнь, которая убивает. От нее ежегодно умирает около 65 тысяч россиян, а если учесть ситуации, когда алкоголь провоцирует несчастные случаи или рецидивы дру­гих болезней, то эту цифру смело можно умножать на 10. Не без «помощи» водки и других спиртных напитков за последние десять лет средняя продолжительность жизни мужчин в нашей стране упала с 65 до 56 лет, а число населения сократилось на 2 млн. человек. На каждый российский город с населением в 100 000 человек приходится 18 мальчиков и девочек, больных алкогольным психозом. И положение продолжает ухудшаться. Происходит массовая алкоголизация населения и уничтожение генофонда России.

Подростковый возраст – это период самоопределения личности, время поиска и выбора дальнейшего жизненного пути. Поэтому необходимо проводить профилактическую работу среди школьников, которые являются будущим России.

Цель: профилактика алкогольной зависимости, содействие формированию здорового образа жизни, воспитание личностно развитого человека.

Задачи:

  • Обобщение знаний об истоках и последствиях употребления алкоголя;

  • Развитие ценностей здорового образа жизни и уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья подростков;

  • Создание условий для формирования коммуникативных компетентностей посредством групповой диалоговой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки;

  • Развитие гибкости ума и способности к нестандартным решениям;

  • Содействие воспитанию свободной, независимой, ответственной личности, мобильной в принятии решений и способной планировать своё будущее.

Адресная направленность: коллектив учащихся 8 класса.

Предварительная работа: один учащийся делает сообщение на тему «История алкогольных обычаев и традиций на Руси».

Источники информации:

Вербальные

  • рассказ;

  • объяснение;

  • групповая диалоговая дискуссия;

  • сообщение;

  • защита плакатов.

Наглядные

  • иллюстрирование плакатов;

  • анкетирование;

  • электронная презентация.

Форма организации: групповая и коллективная

Оборудование и материалы:

- АРМ;

- ручки, маркеры;

- бумага для анкетирования, выполнения задания и для оформления плаката для каждой группы;

- скотч.

Ожидаемые результаты.

По окончании занятия учащиеся должны:

  • владеть информацией о вредном воздействии алкоголя на организм человека в общем и на организм подростка в частности;

  • быть убеждённым, что жизнь без алкоголя более предпочтительна;

  • знать, что будущее человека зависит от него самого.

Ход классного часа:

Сколько вы знаете людей?

Как вы их узнаёте?

Некоторых из них может что-то объединять?

Каждый человек уникален, каждая личность – это маленькая вселенная.

С чего же начинается путь человека?

(зигота, зародыш 24 часа, 2 клетки эмбриона 30 часов, 4 клетки эмбриона 40 часов, 8 клеток эмбриона 65 часов, эмбрион на кончике иглы 70 часов, 16-клеточный эмбрион 80 часов, эмбрион освобождается от окружающей его мембраны 5 суток, зародыш 10 мм (сердце и система кровоснабжения хорошо развиты, самая крупная часть – голова) 5 недель, зародыш 13-15 мм (формируются внутренние части ушей и глаз, появляются зачатки век, ноздрей и пальцевых конечностей, сформированы головной и спинной мозг) 6 недель, зародыш 40 мм массой 10г (может производить небольшие движения), 8 недель, с 9 недели называется плодом, созревание и развитие плода заканчивается появлением ребёнка 40 недель

Появился человек! Что мы о нём знаем? Его будущее пока неизвестно: мы не знаем сколько ему предстоит прожить, что ему предстоит сделать, кем стать…?

Кто определяет жизненный путь человека?

Работа в группах: 0 возраст

Рождение

Составить шкалу жизни человека, отметив на ней тех, кто влияет на жизнь человека в определённый период жизни.

После этого вывесить на доску и защитить свою позицию.

Итог: человек растёт, изменяется, развивается. Его жизнь зависит от многих людей: родителей, родных, близких, воспитателей, учителей, тренеров, друзей и т.д.

Наступает в жизни момент, когда человек самостоятельно принимает решения и отвечает за них. Вы сейчас находитесь на этом этапе жизни.

Осталось совсем немного, когда ваши пути начнут расходиться.

Тема классного часа: «Мы выбираем путь…»

У каждого из вас своя дорога, свой путь в жизни. Путей много, но направлений два (иллюстрация успешного человека и деградирующего через алкоголь)

Работа в группах: дайте им названия.

После подведения итогов - слова Драйдена: «Есть только два направления изменения человека – развитие либо деградация».

Люди рождаются с одинаковыми возможностями. Поэтому родившегося ребёнка сравнивают с чистым листом. Почему? Потому что каждый свою историю жизни напишет самостоятельно. Безусловно, история каждого человека начинается с развития. В силу чего люди оказываются на пути деградации? Кто знает таких людей? Всегда ли они были такими? К чему в итоге приведёт такой путь? Вопросов много. Ответьте на один: назовите причины, по которым человек встаёт на путь деградации?

Работа в группах.

Каждая группа называет 5-6 причин.

Одну из причин вы назвали: вредные привычки.

Самая безжалостная из них – алкоголизм.

Цель дальнейшего нашего разговора: познакомиться с истоками и последствиями употребления алкоголя.

Для начала выясним: что вы знаете по этой проблеме.

Анкета: Верны ли следующие утверждения?

Ответить + или – на индивидуальных листочках (не подписывать).

Затем подсчитать + и – в каждой группе, а затем всем вместе. Результаты на доске.

  1. Пьянство – это исторически сложившаяся традиция в России.

  2. Пьянство и алкоголизм – это слова-синонимы.

  3. Алкоголиком может стать только взрослый человек.

  4. Употребление пива не приводит к алкоголизму.

  5. Алкоголь вызывает приятные ощущения и в целом не оказывает отрицательного действия на организм.

Затем по каждому утверждению идёт обсуждение и делаются выводы.

Утверждение 1 Пьянство – это исторически сложившаяся традиция в России.

Выступление учащихся.

История алкогольных обычаев и традиций на Руси.

Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее, за 8000 лет до н.э. Возможно, виноделие возникло ещё до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н.Н.Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших ещё добывать огонь, но уже знавших приёмы приготовления хмельных напитков. В Древней Индии приготовляли напиток «сома», игравший большую роль в религии Ариев. В Греции вино считалось даром богов. Чистый спирт начали получать в VI – VII веках арабы и назвали его «аль коголь», что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году. Дешёвый этиловый спирт в руках колонизаторов превратился в рычаг, облегчающий порабощение слаборазвитых народов. Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: "Веселие на Руси - есть пити". Но это клевета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.И. Костомаров полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5 - 100. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.

Лицемерно утверждение о народности алкогольных традиций. Народные обычаи всегда отличались здравым смыслом. Традиция гостеприимства отражает добросердечие, отзывчивость и хлебосольство русского народа. На Руси дорогих гостей встречали хлебом и солью, угощали пирогами и пышками, и пили ... только чай из пузатых самоваров. На Руси был и другой добрый обычай: молодожёнам во время свадьбы спиртное не подавали. Это было продиктовано заботой о потомстве. В нашу страну водка стала вначале проникать из-за границы, а потом появилось и собственное винокурение. Правительство, начиная с Ивана III, стремилось сохранять за собой право изготовления и продажи водки в учреждаемых кабаках. Если население не выпивало на планируемую сумму, недоимка раскладывалась на всех. В кабаках в XVII веке висело объявление: "По указу царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси великие и малые - питухов от кабаков не отзывать, не гоняти - ни жене мужа, ни отцу сына, ни брату, ни сестре, ни родне иной, покуда оный питух до креста не пропьется". Таким образом, на протяжении столетий в народе насаждалось пьянство, правящие круги заботились только о том, чтобы больше получать дохода от продажи водки. Практически никаких мер, направленных на защиту здоровья народа, его нравственности, не предпринималось.

Позже пьянство проникает и в личные дела человека, сопровождая все важные вехи в его жизни, от крестин и до заупокойной молитвы.

Утверждение 2 Пьянство и алкоголизм – это слова-синонимы.

Пьянство (злоупотребление алкоголем) – это чрезмерное употребление спиртных напитков, чаще всего ситуационное.

Спиртные напитки употребляются с разной частотой и в разном количестве. При этом отсутствует тяга к алкоголю, поиски поводов для выпивки.

Пьянство не болезнь. Человек может по своей воле прекратить потребление алкоголя, не испытывая никаких неприятных ощущений.

Алкоголизм – тяжёлое хроническое заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков.

Характеризуется особым патологическим состоянием организма:

  • неудержимым влечением к спиртному;

  • изменением степени его переносимости;

  • деградацией личности.

Чаще всего алкоголизм – это следствие пьянства.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Моу дпос «Методический центр» профилактика социально обусловленных заболеваний среди подростков iconИгровые задания для подростков
Задания, представленные в этом блоке, можно использовать для организации позитивного досуга подростков в лагере. Упражнения данного...
Моу дпос «Методический центр» профилактика социально обусловленных заболеваний среди подростков iconИнформационно-методический центр пушкинского района государственное бюджетное дошкольное образовательное

Моу дпос «Методический центр» профилактика социально обусловленных заболеваний среди подростков iconМетодические рекомендации: Применять как лекарственное средство (известно со времён Гиппократа), которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против орз, орви
Рекомендации родителям "Закаливание","Профилактика простудных заболеваний","Правильное питание"
Моу дпос «Методический центр» профилактика социально обусловленных заболеваний среди подростков iconАвтор: Филиппова Ю. Д., ученица 8 «А» класса, моу «сош №1»
Сформировать у подростков конструктивные навыки взаимодействия, то есть умение противостоять давлению, побуждающему к употреблению...
Моу дпос «Методический центр» профилактика социально обусловленных заболеваний среди подростков iconГбу сон со «Организационно- методический центр социальной помощи» 2010 год порядок проведения
Цель: рассмотрение опыта развития добровольческого движения в России, за рубежом, на территории Свердловской области
Моу дпос «Методический центр» профилактика социально обусловленных заболеваний среди подростков iconПрограмма обусловленных
П р о г р а м м а о б у с л о в л е н н ы Х д е н е ж н ы Х п о с о б и й
Моу дпос «Методический центр» профилактика социально обусловленных заболеваний среди подростков icon«Здравствуйте, доброго здоровья!» «Как ваше драгоценное здоровье?!»
А причиной тому является распространение среди подростков наркомании, пьянства и курения. Иногда от курильщиков можно услышать: «Какое...
Моу дпос «Методический центр» профилактика социально обусловленных заболеваний среди подростков icon«Информационно-методический центр культуры и библиотечного обслуживания Комсомольского муниципального района» Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий, посвященных 200-летию Н. В. Гоголя. 2009 год
В. Г. Белинского. В 1852 Гоголь сжег рукопись 2-го тома «Мертвых душ». Гоголь
Моу дпос «Методический центр» профилактика социально обусловленных заболеваний среди подростков iconЛечение гриппа народными средствами: 4 рецепта для быстрого выздоровления
Для лечения гриппа в нашем арсенале существует множество способов. Среди прочих особой популярностью пользуется методика лечения...
Моу дпос «Методический центр» профилактика социально обусловленных заболеваний среди подростков iconПрограмма рассчитана на учащихся начальной школы 1 класса. Срок реализации: 1 год. Автор: учитель начальных классов моу «Ленинская сош»
Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности,...
Разместите кнопку на своём сайте:
recept.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©recept.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Recept