Главная страница

Поиск по названию:


Рабочая программа по предмету «Русский язык»




НазваниеРабочая программа по предмету «Русский язык»
страница1/11
Л М Зеленина
Дата конвертации10.01.2013
Размер1.67 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Рабочая программа

по предмету «Русский язык»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе стандарта начального общего образования по русскому языку, программы общеобразовательных учреждений авторов Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык. 1 – 4 классы».

Предмет направлен:

  • на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;

  • на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения;

  • на познание ребёнком окружающего мира и самого себя.

Цель предмета – открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес (стремление) к его изучению.

Формирование развёрнутой структуры учебной деятельности предполагает:

  • осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного решения (затем и развитие умения ученика самостоятельно ставить перед собой определённую задачу);

  • формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.);

  • развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памяти, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.

Собственно лингвистическое (языковое) развитие представлено как:

  • осознание ребёнком того, что есть окружающий мир и что есть слова, всё в нём называющие; слово образуется («рождается»), изменяется, используется в речи по определённым правилам;

  • сохранение и развитие чувства языка и интуиции, обогащение интуиции по мере конкретизации знаний в области грамматики родного языка; формирование приёмов лингвистического анализа, синтеза, способности моделировать факты языка;

  • формирование ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию;

  • осознание ребёнком себя как носителя русского языка;

  • развитие мотивов и средств речевой деятельности.

Задача речевого развития реализуется системой заданий, направленных на формирование:

  • правильности (произносительной, грамматической, лексической, словообразовательной, орфографической) основных видов речевой деятельности – говорения, чтения и письма;

  • речевого слуха детей, умения слышать и слушать себя и других;

  • словарного состава и синтаксического строя речи младших школьников, её диалогической и монологической форм;

  • способности и готовности самостоятельно строить (в устной и письменной форме) небольшие по объёму сообщения (описания, повествования, рассуждения), близкие детям по тематике.

Проверка и оценка усвоения программы.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зритель­ные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), обучающие из­ложения и сочинения.      Язык — духовная, культурно-историческая ценность народа, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития младшего школьника, формирование индивидуальности ребенка, средство становления всех форм общения — говорения, письма, слушания, чтения, средство познания окружающего мира и самого себя.
      Цель курса — открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.
      Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как целостной системе. Это предполагает:
      1) освоение учащимися первоначальных знаний о звуко-буквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;
      2) знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи — устной и письменной.
      Программа ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников:
      осознание (различение) детьми двух реальностей — окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;
      поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям;
      дополнение интуитивного владения языком осознанным отношением к его фактам и закономерностям;
      развитие (формирование) способности моделировать факты языка;
      овладение ведущими методами лингвистического анализа — действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.
      Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями и т. д.), способность к самооценке и самоконтролю.
      Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для ее выполнения, установление последовательности и распределение во времени учебной работы.
      Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания.
      Курс включает систему понятий, относящихся к фонетике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиции звуков в слове; звуковой, звуко-слоговый анализ слова), графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками речи и буквами, их обозначающими), слову (морфемный состав слова, лексическое богатство языка, прямое и переносное значение слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико-грамматические признаки); предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении; словосочетание как распространенное слово; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонации; распространенные и нераспространенные предложения; предложения простые и сложные; предложение и текст).
      Основной языковой единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка.
      Программа строится по годам обучения в соответствии с принципами природосообразности, поэтапности, непрерывности, с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.
      Основные разделы программы:
      «Фонетика и графика», «Лексика», «Морфемика» (состав слова), «Морфология» (части речи), «Синтаксис и пунктуация», «Орфография», «Речевое развитие», «Чистописание».
      Раздел «Фонетика и графика» представлен следующим содержанием:
      • Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные звуки. Согласные звуки парные и непарные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости. Оглушение и озвончение парных согласных в слове (дуб, сказка; просьба, молотьба). Чередование звуков в слове (свет — свеча — освещение; друг — дружба — друзья). Представление о сильной и слабой позициях звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме (дом — дома, дубы — дуб).
      • Словесное ударение. Интонация: повышение и понижение тона речи; логическое ударение; эмоциональное ударение (продление гласного или согласного звука в слове: урааа! каррр!).
      • Графика: «перевод слова звучащего в слово написанное».
      • Алфавит. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Соотношение звуков и букв.
      Значение (назначение) буквы й и букв е, ё, ю, я.
      Значение (назначение) букв ь и ъ (мягкого и твердого знаков).
      Буквы, обозначающие согласные звуки, парные по звонкости и глухости. Буквы, обозначающие непарные звонкие и глухие согласные звуки.
      Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков в слове (ь, е, ё, ю, я). Произношение согласных перед звуком [и].
      Буквы, обозначающие раздельное произношение звуков в слове (Илья, подъезд, воробьи).
      • Небуквенные графические средства: дефис (из-за, кто-то), пробел (раздельное написание слов: в городе, ко мне, в шесть), черточка (знак переноса: кни-га, по-крышка).
      • Лексика
      Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова. Использование словарей русского языка.
      • Морфемика (состав слова)
      Особенности морфемного строя русского языка (слова).
      Корень, приставка, суффикс, окончание как значимые части слова. Морфемы, выражающие грамматическое значение слова.
      Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова: сад — садовник, посадка, садик; сад — сада — саду — садом — о саде.
      Смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок (дом — домик — домище; заговорили — отговорили). Обогащение речи учащихся словами, разнообразными по эмоциональной окраске (экспрессивности) и стилю.
      • Морфология (части речи)
      Слово, его номинативные и коммуникативные функции.
      Лексическое значение слова (название предмета, явления природы; признак предмета, изменение признака; действие предмета, признак действия и др.). Грамматическое значение, грамматические категории, характеризующие слово (род, число, падеж, лицо, время, склонение, спряжение). Слово как часть речи. Классификация частей речи и их лексико-грамматические признаки.
      Имя существительное. Лексико-грамматические признаки: значение, род, число, падеж.
      Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что?, существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам и падежам (склонение имен существительных). Различение существительных 1, 2 и 3-го склонения.
      Имя существительное как член предложения.
      Имя прилагательное. Лексико-грамматические признаки: значение, род, число, падеж; согласование с именем существительным. Склонение имен прилагательных.
      Имя прилагательное как член предложения.
      Личные местоимения. Значение и употребление; склонение личных местоимений.
      Личные местоимения как член предложения.
      Глагол, его лексико-грамматические признаки: значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Изменение по временам. Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени. I и II спряжение глаголов.
      Глагол как член предложения.
      Наречие. Лексико-грамматические признаки, употребление в речи. Наречие как член предложения.
      Предлог, союз. Роль (назначение) в предложении (речи).

Синтаксис и пунктуация

      Предложение как единица языка и речи. Предложение — словосочетание — слово: их сходство и различия.
      Текст. Признаки текста. Типы текстов. Предложение и текст.
      Порядок слов в предложении. Предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация (повышение и понижение тона, пауза; логическое ударение, эмоциональная окраска высказывания — сообщения, вопроса, совета, просьбы, приказа). Предложения восклицательные и невосклицательные по интонации. Интонация и ее значение для выражения законченности высказывания (законченности мысли).
      Простое и сложное предложения. Распространенное и нераспространенное предложения. Главные члены предложения, грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения.
      Связь слов в предложении. Однородные члены предложения.
      Прямая речь, обращение (общее знакомство).
      Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в сложных предложениях (простейшие случаи).
      Анализ и преобразование готового языкового материала, создание (конструирование) высказывания: речевой замысел, выбор соответствующих речевых средств, конструирование речи (предложения, текста).

Орфография

      Знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без терминологии): традиционным, или историческим (написание так называемых словарных слов и слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу), основанным на запоминании; морфологическим (общие для родственных слов значимые части — морфемы — сохраняют на письме единое написание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки, входящие в состав значимых частей слова); фонетическим (написание, соответствующее установке «пиши, как слышишь»).
      Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова; правописание сочетаний жи — ши; ча — ща; чу — щу; чк — чн. Раздельное написание предлогов со словами; гласные и согласные в приставках; правописание суффиксов -ик-, -ек-; непроизносимые согласные, двойные согласные; разделительные мягкий и твердый знаки.
      Правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных; правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание не с глаголами.
      Мягкий знак после шипящих в конце имен существительных и глаголов.
      Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.
      Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

Чистописание

      Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.
      На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить в конце I  класса (после изучения всех букв алфавита) и во II классе один урок в неделю, в III—I V  классах — по 8—10 мин на уроках грамматики и правописания. Кроме коллективных форм, работа по совершенствованию грамматических навыков проводится в индивидуальном порядке.
      Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для каждого класса. В I—II классах это упражнения для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо отдельных букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова, предложения, тексты, упражняются в списывании, в письме под диктовку.
      В III—IV классах содержание графических упражнений составляет письмо трудных по форме букв, букв, поддающихся при ускорении письма деформации, типичных соединений букв, письмо слов, предложений, небольших текстов по образцу и самостоятельно (при списывании с печатного шрифта, при письме под диктовку).
      На занятиях проводятся также упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера: несоблюдения наклона букв и равного расстояния между элементами букв, буквами и словами на строке; нарушения параллельности одинаково направленных штрихов, соразмерности пропорций прописных и строчных букв, линейности (соблюдение одинаковой высоты букв на всей строчке письма); искажения форм букв или их отдельных элементов и т. д. Коллективные упражнения по чистописанию следует связывать по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, усвоением написания слов с непроверяемыми безударными гласными, двойными согласными и т. д. Письмо учащихся начальных классов должно быть опрятным, четким, достаточно быстрым.
      Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому развитию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.
      Программа предполагает взаимосвязанное и осознанное изучение всех ее разделов и единиц языка (предложения, слова, звука) с учетом их практической значимости для формирования речевых умений и навыков, грамотного, графически правильного письма.

Речевое развитие

      Обогащение активного и пассивного словаря, развитие мотивов и средств речевой деятельности, ее содержательности (знание предмета речи), правильности (грамматической и орфографической, стилистической и орфоэпической), точности (соответствие выбора средств языка речевой ситуации), выразительности, благозвучности, развитие логической стороны речи;
      способности слышать, различать и воспроизводить интонационную, эмоционально-смысловую стороны речи, паузы, ударение не только словесное (орфоэпическое), но и логическое, эмоциональное;
      развитие двух планов речи — внутреннего и внешнего (на уровне замысла, выстраивания логики, выбора слова, интонации и т. д.).
      Воспроизведение или самостоятельное создание небольшого текста (повествования, описания), несложных лингвистических текстов (с опорой на аналитические планы).
      Проверка и оценка усвоения программы. Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), тесты, обучающие изложения и сочинения.
      Примерное количество слов для словарных диктантов: II класс — 8—10, III класс — 10—12, IV класс — 12—15. Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: I  класс, в конце года — 15—17; II класс, в первом полугодии — 30—35, в конце года — 40—45; III класс, в конце первого полугодия — 50—55, в конце года — 55—60; IV класс, в конце первого полугодия — 65—70, в конце года — 75—85.
      В текстах, предназначенных для изложения во II классе, количество слов для каждого класса соответственно увеличивается на 15—20. Тексты по содержанию подбираются с учетом их познавательного, воспитательного воздействия на учащихся.
      В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов по темам программы, опираясь на собственный опыт и уровень подготовленности учащихся конкретного класса.

ПРОГРАММА

II КЛАСС (170 ч)

Фонетика и графика (50 ч)

      Звуки речи как единицы языка. Гласные и согласные звуки, их фонетическая характеристика.
      Основные гласные звуки [а], [о], [у], [ы], [и], [э];
      гласные буквы: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.
      Обозначение буквами е, ё, ю, я двух звуков [йэ], [йо], [йу], [йа] в начале слова, после гласных и после разделительного мягкого знака.
      Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам. Звук [й] и буква й. Различение звуков [й] и [и] и букв, их обозначающих.
      Ударение. Ударение и смысл слова. Место ударения в слове. Сильная и слабая позиции гласного звука в слове (без терминологии). Соотношение произношения и обозначения их на письме.
      Парные и непарные согласные по звонкости и глухости. Сильная и слабая позиции парных согласных звуков в слове. Соотношение произношения и обозначения их на письме. Парные и непарные согласные по твердости и мягкости. Обозначение мягкости согласных на письме ь (мягким знаком) и буквами е, ё, ю, я.
      Разделительный мягкий знак (ь).
      Алфавит. Название букв русского алфавита. Прописная буква в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т. д.

Лексика

      Обогащение словарного состава речевой деятельности учащихся и расширение тематики их самостоятельных высказываний.
      Уточнение, сравнение и различение лексического значения изучаемых частей речи (имя существительное, имя прилагательное и глагол).
      Толкование значения слов через подбор синонимов и антонимов. Многозначные слова и речевые ситуации их употребления.
      Особенности лексики различных типов текстов (описание, повествование; сказка, загадка и т. д.).

Морфология и морфемика (56 ч)

Части речи (30 ч)

      Имя существительное. Лексическое значение. Грамматические признаки имени существительного. Вопросы кто? что? Изменение существительных по числам.
      Имя собственное.
      Глагол. Лексическое значение. Грамматические признаки глагола. Вопросы что делать? что сделать? Изменение глаголов по числам.
      Имя прилагательное. Лексическое значение. Грамматические признаки имени прилагательного. Вопросы какой? какая? какое? какие? Изменение имен прилагательных по числам.
      Предлог. Значение предлогов в речи. Раздельное написание предлогов со словами.

Состав слова (26 ч)

      Понятие о родственных словах. Корень слова. Однокоренные слова. Слова, близкие по смыслу, и однокоренные слова. Слова, имеющие одинаково звучащий и пишущийся корень, но не однокоренные. Многозначные слова.
      Безударные гласные и их обозначение на письме. Непроверяемые безударные гласные в слове.
      Парные согласные и их обозначение на письме.
      Способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова (изменение числа, подбор однокоренных слов). Понятие об орфограмме.

Синтаксис и пунктуация (20 ч)

      Смысловая и интонационная законченность предложения. Предложения, состоящие из одного или нескольких слов.
      Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные).
      Оформление предложения в устной и письменной речи. Пауза. Интонация. Знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
      Главные члены предложения. Связь слов в предложении. Словосочетание (практическое ознакомление).
      Текст. Типы текстов (повествование, описание).

Повторение пройденного за год (10 ч)

Чистописание (34 ч)

      Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.
      Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных, прописных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч; 4) Сс, Ее, Оо, а, д, б; 5) ь, ы, ъ и их варианты в соединениях; 6) н, ю, Н, Ю, Кк; 7) В, Зз, Ээ, Жж, Хх, ф; 8) ф, у, г, п, т, р, б, д.
      Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Р, Ж, У, Я, Х, Н, К, Ф и др.; а, у, д, з, в, б, т и др.
      Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

Слова с непроверяемыми написаниями

      Алфавит, арбуз, берёза, воробей, ворона, город, горох, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лимон, лисица, лопата, мальчик, машина, мебель, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, одежда, пальто, пенал, петух, платок, посуда, работа, ребята, Россия, русский (язык), сапоги, сахар, собака, сорока, стакан, тарелка, тетрадь, ученик, учитель, хорошо, ягода, язык.

Требования к уровню подготовки оканчивающих II класс

      В результате изучения русского языка ученик должен знать / понимать:
      предложение как единицу речи;
      термины и грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания (предложения повествовательные, вопросительные и побудительные);
      предложения, различные по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
      оформление предложений в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания — точка, вопросительный и восклицательный знаки);
      признаки текста и типы текстов (повествование описание);
      главные члены предложения;
      связь слов в предложении;
      различие словосочетания и предложения;
      термины, лексическое значение и основные грамматические признаки (вопрос, число) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
      употребление в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
      термины и понятия «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
      различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
      способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
      фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
      основные гласные звуки;
      назначение букв е, ё, ю, я обозначают два звука;
      различие деления слов на слоги и для переноса;
      влияние ударения на смысл слова;
      различие звуков [и] и [й] и букв, их обозначающих;
      парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости; обозначение мягкости согласных на письме;
      роль разделительного мягкого знака (ь) в слове;
      алфавит, название букв русского алфавита;
      употребление прописной буквы в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т. д.;
      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
      выразительности, грамматической правильности, развития активного словаря речи учащихся;
      выделения главных членов предложения (грамматической основы, без терминологии) и установления связи слов в предложении;
      составления предложений на заданную тему;
      использования в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
      оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонационного или пунктуационного);
      самостоятельного составления или воспроизведения и записи небольших текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, рисунку (сюжетным рисункам);
      выделения частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола — по двум признакам — значению и вопросу;
      орфографической правильности речи учащихся;
      проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
      деления слов на слоги и переноса слов;
      правильного написания слов с буквой й;
      обозначения мягкости согласных на письме;
      написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове; с разделительным мягким знаком (ь);
      использования прописной буквы в именах собственных;
      использования алфавита в работе со словарем;
      каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
      письма под диктовку текстов (40—45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:

  • понимать – предложение – это основная единица речи;

  • понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

  • различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

  • различать главные члены предложения;

  • понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

  • различать словосочетание и предложение;

  • понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;

  • понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

  • понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);

  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

  • понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;

  • различать деление слов на слоги и для переноса;

  • понимать влияние ударения на смысл слова;

  • различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;

  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

  • понимать роль разделительного мягкого знака в слове;

  • верно употреблять прописную букву.

В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;

  • составления предложений на заданную тему;

  • употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;

  • оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);

  • самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);

  • орфографической грамотности речи учащихся;

  • проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;

  • деления слов на слоги и переноса слов;

  • правильного написания слов с буквой Й;

  • обозначения мягкости согласных на письме;

  • написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;

  • употребления прописной буквы в именах собственных;

  • работы со словарём (использование алфавита);

  • каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;

  • письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.




ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Жиренко О. Е., Обухова Л. А.Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. М.: ВАКО, 2009, 352 с.

Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009, 151 с. (Школа России)

Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2007, 1 часть, 158 с.

Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008, 144 с. (Мастерская учителя)

Обухова Л. А.,. Жиренко О. Е, Кочергина А. В. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 192 с. (Учебный год)

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Горецкий В. Г., Игнатьева Т. В. Чистописание: рабочая тетрадь № 1: 2 класс. М.: Просвещение, 2009, 32 с. (Чистописание)

Горецкий В. Г., Игнатьева Т. В. Чистописание: рабочая тетрадь № 2: 2 класс. М.: Просвещение, 2009, 32 с. (Чистописание)

Горецкий В. Г., Игнатьева Т. В. Чистописание: рабочая тетрадь № 3: 2 класс. М.: Просвещение, 2009, 32 с. (Чистописание)

Горецкий В. Г., Игнатьева Т. В. Чистописание: рабочая тетрадь № 4: 2 класс. М.: Просвещение, 2009, 32 с. (Чистописание)

Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2007, 144 с.

Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2007, 143 с.

Тихомирова Е. М. Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку: 2 класс: к учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык. 2 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2009, 63 с. (Учебно-методический комплект)

Тихомирова Е. М. Рабочая тетрадь № 2 по русскому языку: 2 класс: к учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык. 2 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2009, 62 с. (Учебно-методический комплект)
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Особенности организации контроля по русскому языку

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней труд­ности с расчетом на возможность их выполне­ния всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов дик­танта). Текст не должен иметь слова на не изу­ченные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Неце­лесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учи­телем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по струк­туре, различны по цели высказывания и состо­ять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 ви­дов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесооб­разно предложить дополнительное задание по­вышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы пред­ложения, устанавливать части текста, выписы­вать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагают­ся связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное со­держание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно исполь­зовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.

Тестовые задания – динамичная форма про­верки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, вклю­чая грубые случаи пропуска, перестановки, за­мены и вставки лишних букв в словах;

  • неправильное написание слов, не регули­руемых правилами, круг которых очерчен про­граммой каждого класса (слова с непроверяе­мыми написаниями);

  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии;

  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажаю­щие смысл произведения;

  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в ав­торском тексте;

  • употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;

  • неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;

  • незначительные нарушения логики собы­тий авторского текста при написании изложения.

При оценке контрольной работы учитывается в пер­вую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за иск­лючением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформ­ление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оцен­ку, чем ошибки на изученные орфограммы.

При оценке изложения необходимо обра­тить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков су­щественных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутст­вие главной части повествования.
Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по русскому языку.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа по предмету «русский язык»
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, реализуется средствами предмета «Русский язык»...
Рабочая программа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа по учебному предмету «Немецкий язык» в 5 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Алексеевка Аркадакского района Саратовской...
Рабочая программа по предмету «Русский язык» iconПрограмма курса «Русский язык»
Программа курса «Русский язык»,авт. Л. Я. Желтовская, Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина
Рабочая программа по предмету «Русский язык» iconО. А. Тигина «29» августа2011г
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе федерального
Рабочая программа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа по дисциплине «Немецкий язык» для специальностей и направлений бакалавриата дневной формы обучения на
Рабочая программа по дисциплине «Немецкий язык» для специальностей и направлений бакалавриата
Рабочая программа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа по дисциплине «Английский язык» для специальностей и направлений бакалавриата дневной формы обучения на
Рабочая программа по дисциплине «Английский язык» для специальностей и направлений бакалавриата
Рабочая программа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями: -федерального компонента государственного стандарта общего образования второго поколения / Английский язык. Содержание образования., «Просвещение», 2012
Данная рабочая программа по английскому языку предназначена для обучающихся 6-х классов общеобразовательной школы, продолжающих изучение...
Рабочая программа по предмету «Русский язык» iconПрограмма курса «Обучение грамоте». 1 Программа «Русский язык»
Новое понимание содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (фгос)
Рабочая программа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа по русскому языку 6 класс
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов, определяющих содержание языкового образования
Рабочая программа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа по английскому языку для 6 класса на 2011/2012 учебный год
Рабочая программа разработана на основании следующих документов
Разместите кнопку на своём сайте:
recept.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©recept.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Recept