Главная страница

Поиск по названию:


Образования




PDF просмотр
НазваниеОбразования
страница1/95
Дата конвертации11.01.2013
Размер0.82 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   95


БИБЛИОТЕКА 
И ЧТЕНИЕ 
В СТРУКТУРЕ 
СОВРЕМЕННОГО 
ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы 
Межрегиональной научной конференции
Москва, 29 октября 2009 г.

УДК 002. (082)
ББК  76.10
С 47
Редакционная коллегия:
Г.М. Агеева
Демин В.П., Ермолаева М.А., Маркарова Т.С., 
Чтение как социальный феномен
Мелентьева Ю.П. (отв. редактор), Мышковская Н.М., Полозова Т.Д.
О социальной обусловленности чтения написано немало
Библиотека и чтение в структуре современного образования:
(взаимоотношения власти и культуры, ситуация закрытости и не-
Материалы Межрегиональной научной конференции. (Москва, 29 октяб-
свободы в обществе, социальные приоритеты, разрешенные и
ря 2009 г.) М. : Наука, 2009. – с. – ISBN 978-5-902184-06-5
запрещенные тексты, идеологический императив и т.д.). Критике
подвергся и миф «о самой читающей стране», и литературоцент-
Конференция посвящена проблемам чтения и осмыслению места биб-
ризм, укорененный в традиции и имеющий основополагающее
лиотеки в структуре современного образования. В представленных докладах
рассматриваются потенциальные и реальные возможности включения раз-
значение для русской культуры. И даже в этом контексте сегод-
личных видов библиотек (школьных, специальных, вузовских) в образова-
няшняя ситуация в сфере чтения, свидетельствующая о снижении
тельный процесс. Представлены итоги проведенных исследований и опыт
к нему интереса (как к форме досуга и интеллектуальной деятель-
деятельности в этом направлении специалистов в различных регионах нашей
ности) волнует многих. Статистика озадачивает. Нельзя, конечно,
страны.
не принимать во внимание современные компьютерные техноло-
Для ученых-педагогов, учителей, библиотековедов, библиотекарей, а
гии, посредством которых создается масса форм, отчасти будто бы
также для организаторов образования и библиотечного дела.
заменяющих чтение. Однако не факт, что человек, не любящий
книгу, будет слушать аудиозаписи литературных произведений 
и пользоваться электронными библиотеками. Перенос акцентов 
с книжной страницы на монитор – лишь технический прием: здесь
текст обретает новую жизнь, да и начинает ее сегодня с экрана
компьютера. А традиции книжной культуры питают и развивают
словесность, существующую сегодня, в том числе и в аудиови-
зуальном формате. 
Пятнадцать лет назад журнал «Вопросы философии» (1994, 
№ 7–8) в рамках «круглого стола» инициировал дискуссию на
тему: «Книжность как феномен культуры». Были реконструиро-
ISBN 978-5-902184-06-5       
© Российская академия образования,
ваны смысловые и исторические границы книжной культуры,
2009
этапы ее трансформации и судьба в «экранную эпоху», книжность
© Научный центр исследований
осмыслена как фактор цивилизации, показана ее роль в русской
истории книжной культуры РАН, 2009
культуре, проведен сравнительный анализ прошлого и настоя-
© Научная педагогическая библиотека
щего. Разумеется, немало внимания было уделено и проблеме чте-
им. К.Д. Ушинского РАО, 2009
ния: ведь социокультурное бытие книги без чтения невозможно,
© Редколлегия сборника (составление)
именно посредством него, главным образом, книга и обретает
2009
жизнь в новых поколениях. Впоследствии подобные вопросы на
страницах столь авторитетного издания (в обсуждении не
5

принимали участия профессионалы книжной сферы – издатели,
и аудиовизуальных средств, когда выбор огромен и возможности
библиотечно-информационные специалисты, ученые-книговеды)
поистине безграничны, приобщение к чтению – наука и искусство.
не поднимались. Озвученные на том «круглом столе» мнения
Универсальный рецепт воспитания любви к книге в семье – лич-
представляют интерес и сегодня, хотя с того момента минуло уже
ный (родительский) пример и руководство чтением (гораздо более
15 лет. 
сложная система мер, предполагающая наличие хотя бы началь-
Сегодня можно констатировать, что экспансия визуальных и
ных специальных знаний литературного и психолого-педагогичес-
компьютерных форм книгу потеснила, но из жизни не вычеркнула
кого свойства). Не случайно читающие дети вырастают, как пра-
(опасения участников «круглого стола» на текущий момент не
вило, в семьях, где родители либо имеют «интеллигентские»
подтвердились). Сузилась аудитория приверженцев, массовость
профессии, невозможные в отсутствие книжного окружения, либо
потребления уступила место избранности и «профессиональ-
просто не мыслят свою жизнь без книг и не жалеют на это увлече-
ности» (писатели, ученые, издатели, библиотекари по роду
ние времени и средств. Если вышеназванные условия не соблю-
деятельности всегда будут «книжными людьми»). Осталось еще
даются, обществу (на уровне образовательных учреждений,
поколение, взращенное в книжной культуре, которое сумеет пере-
библиотек) придется очень постараться, чтобы интерес к чтению 
дать детям и внукам любовь и уважение к этому источнику позна-
у ребенка возник и сопутствовал ему на протяжении всей жизни.
ния и артефакту бытия.
И вот тут каких только форм и методов не существует (игровые,
Конечно, сравнение книги с аудиовизуальными средствами по
конкурсные и зрелищные мероприятия, привлечение известных
быстроте и легкости восприятия информации – в пользу послед-
людей, система поощрений и т.д.). Можно спорить об их эффек-
них. Процесс распредмечивания слова дольше и труднее, требует
тивности, однако то, что здесь необходим некий общественный
неспешности и вдумчивости. Книга «молчалива» (С.СНеретина)
резонанс и государственная поддержка, несомненно. Сегодня
и нейтральна (каждый свободен в понимании текста). Творческий
остро стоит вопрос социальной ответственности власти, бизнеса.
компонент чтения также очевиден. Его пристальность близка
Важно, чтобы эта работа осуществлялась и в «книжном направле-
другим способам духовного бытия в культуре: филармоническому
нии». Иначе духовный облик социума перестанет получать мощ-
слушанию, музейной экскурсии. И результат налицо: прочитанное
ную «подпитку», разрушится вся инфраструктура чтения, отла-
лучше запоминается, «обрастает» ассоциациями. Читающий чело-
женный за долгие годы механизм, в обеспечении работоспособ-
век в интеллектуальном развитии отличается от нечитающего. Он
ности которого «завязаны» очень многие люди. 
мыслит более масштабно и проблемно, легко отделяет главное от
Безусловно, традиционная книжная индустрия затратна (в том
второстепенного, ясно выражает свои мысли, более критичен,
числе и во временном аспекте, что в наш стремительный век
самостоятелен в суждениях. С социальной точки зрения чтение –
является большим минусом) и отчасти убыточна (без государст-
«это свобода выбора, самостоятельно принимаемое решение,
венной поддержки, налоговых льгот ей не выжить). Заменить этот
проекция духа, самопроявление личности, ее потребностей и вкуса»
архаичный и трудоемкий способ трансляции знания передовыми
(С.Н.  Плотников). Возможно, людей, способных по максимуму
компьютерными технологиями, в несколько раз убыстряющими
взаимодействовать с книгой, извлекать всю пользу и испытывать
процесс ознакомления и поиска, изменяющими его принципы и,
от общения с ней радость, со временем станет меньше. Но пред-
главное, технологию создания книги, в некоторой степени воз-
ставить, что таковых не окажется вовсе, невозможно. То есть
можно при соблюдении ряда условий. Основным из них является
российская традиция так легко не искоренится, и прогнозы в этом
выраженная потребность общества в книге (прежде всего в содер-
направлении все же оптимистичны.
жательном смысле, на уровне текста), которая, в свою очередь,
Как и само чтение – трудоемкий процесс, требующий времен-
невозможна без протекания конкретной человеческой жизни в
ных затрат, сосредоточенности, так и приобщение к чтению – по-
окружении «полиграфических образцов», с детства любимых из-
этапное постоянное усилие, направленное на совсем маленького
даний – вечных спутников. Если разобраться, цифровые биб-
ребенка и корректируемое в процессе его взросления. Одно дело –
лиотеки возникли (и будут развиваться) благодаря наличию у их
научиться читать, другое – остаться читателем. В век компьютеров
создателей и потенциальных пользователей такого качества, как
6
7
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   95

Похожие:

Образования iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Учебный план начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающих на ступени начального общего образования
Образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу оош №20
«Гармония», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Образования iconПаспорт программы Полное название программы Основная образовательная программа начального общего образования. Основание для разработки программы
Приказ от 06. 10. 2009г. №373 Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного...
Образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования...
Образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Образования iconОбразовательная программа начального общего образования моу «Средняя общеобразовательная школа №2»
Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования...
Образования iconА. В. Вознюк, кандидат педагогических наук, докторант
Ключевые слова: холистическая парадигма образования; синергетика образования; гештальобразование; меди
Образования iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 №686
Разместите кнопку на своём сайте:
recept.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©recept.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Recept