Главная страница

Поиск по названию:


Внеклассное мероприятие «Сам язык наш есть тайна!» Двойнина Н. В., Еремина Е. С




Скачать 155.49 Kb.
НазваниеВнеклассное мероприятие «Сам язык наш есть тайна!» Двойнина Н. В., Еремина Е. С
Дата конвертации14.01.2013
Размер155.49 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие

«Сам язык наш есть... тайна!»
Двойнина Н.В., Еремина Е.С.

Цели мероприятия:

- показать историю возникновения русского алфавита;

- способствовать развитию интереса, любви к русскому языку, его яркости, звучности, выразительности;

- учить учащихся не быть эмоционально глухими людьми;

- развивать творческие способности учащихся.

Ход мероприятия:
Действующие лица и исполнители:

1-й ведущий, 2-й ведущий, Кирилл, Мефодий, Климент, Язык, Петр I, 1-я дама, 2-я дама

На сцене: мультимедийный проектор, экран, в глубине сцены стоит стол и стул.
1 Вед Люблю тебя, русский язык!

В нем столько добра и силы,

В нем слышится русский ямщик,

В нем слышится голос России.
2Вед Люблю тебя, русский язык!

Великое русское слово!

В нем вижу я Пушкина лик,

В нем вижу я лик Толстого.
1 Вед Люблю тебя, русский язык!

Язык пониманья и мира:

На нем говорят и якут и калмык,

И те, кто живет на Памире.
2 Вед За то, что красив и могуч,

За то, что как солнце, велик,

За слово, как солнечный луч,

Люблю тебя, русский язык!


  1. Наша сегодняшняя встреча посвящается великому и могучему русскому языку. И это не случайно. Ведь в нашей стране 2007 год объявлен Годом русского языка.




  1. Потому что русский язык является родным для 170 млн. человек и 350 млн. человек его понимают. Таким образом, русский язык является четвертым самым распространенным языком в мире. Русский язык является языком общения более 160 народов и национальностей России.




  1. Русский язык – это язык великой литературы, и поэтому он так популярен в мире. Не говоря уже о том, что первые слова в космосе были произнесены на русском языке.




  1. Сейчас за рубежом проживает около 30 млн. человек, для которых русский язык является родным. Кроме того, 180 млн. человек изучают русский. Таким образом, русский является языком глобального общения, и Год русского языка отражает его значимость для всего мира.




  1. В нашей стране в рамках Года русского языка проводятся многочисленные культурно-просветительские, научные и образовательные мероприятия. Например, фестивали Русского языка, выставки, олимпиады, конкурсы.




  1. И мы сегодня тоже поговорим о Русском языке.


Пролог

Звучит увертюра к опере «Князь Игорь».
1. Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.
2. И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

(И. Бунин. Слово, 1915)

1 Кто бы ни был ты, наш гость, я хочу, чтобы ты полюбил наш великолепный, богатый, благо­звучный, яркий русский язык. Давайте вместе приоткроем та­инственный занавес истории родного языка.
Ведущие уходят

1 акт
Звучит музыка (перезвон колоколов). Голос за кадром: «Киевская Русь. IX—Х века».

(картинки храмов)
1. Кирилл и Мефодий - братья из Солуни, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Кирилл и Мефодий в 863 были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке. Они перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги.
Выходят Кирилл и Мефодий.
Кирилл: Нужно бы нам, Мефодий, алфавит новый создать, язык письма, на который можно переложить тексты церковных книг. Непонятен чужой латинский славянским народам нашим.
Мефодий: Как же создать его? Языков-то много уже. По­хож больно будет он на другие. Может, пообвыкнут люди к латинскому?
Кирилл: Нет. К чужому привыкать сложнее. Видел я недав­но азбуку их дивную из 27 букв, 23 похожи на греческие. Мы вот что сделаем. Возьмем за основу алфавит скоростного греческого письма, добавим буквы из еврейского, грузинско­го, коптского и других языков понемногу. Вот и получится у нас алфавит славянский, народу близкий и понятный.

(Дого­варивая, уходят)
(картина Глаголица)
Выходят ведущие
1 Так появилась глаголица, (указывает на карту с глаголицей), одна из двух славянских азбук. Создана она была в 9 веке. Была распространена в 10-11 веках в Болгарии и Моравии, в Хорватии существовала до конца 18 века. Но этим алфавитом было трудно пользоваться. Уж больно витиеватый он оказался.
2. После знаменитых братьев Кирилла и Мефодия их ученики, из ко­торых наиболее известен Климент (картина Климент), подготовили новую азбу­ку — кириллицу. (картина Кириллица) Это одна из двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя Кирилла. Легла в основу русского алфавита.
Выходит Климент
Климент: Вот и закончили мы. (Показывает на кириллицу) Аз, буки, веди, глаголь... Красивые имена буквам дали. И волю учителей исполнили, сохранили основу греческого написа­ния, только проще теперь стало писать да понятнее, потому как на основе торжественного унциального письма создана азбука. Я думаю, Кирилл и Мефодий рады были бы. (Продолжает показывать буквы и называть их.) Добро, есть, живете, зело, земля... Слова-то какие! Всем понятные. Люди, мыслете, наш, покой, рци, слово... Доброе дело сделали! (Садится за стол, пишет и сворачивает в свиток.)
1 (за кулисами) Так появилась кириллица, и на основе ее на­чал складываться письменный, еще очень молодой язык.

Выходит Язык.
Язык Возьму алфавит — мне его на день рождения по­дарили. (Поднимает со стола рулон, перевязанный лен­точкой и бантом.) Позаимствую слова, давно всем извест­ные из индоевропейского прадедушкиного языка, пока никто не видит — надо же с чего-нибудь начинать?!
(Климент за столом пишет).
Климент А, чего?
Язык: Ничего, прадедушка. Я жить начинаю. Вот еще рус­ские слова добавлю — и совсем красавец получусь.
Язык и Климент уходят.

2 акт
1 Прошло несколько веков. Язык развивался, крепчал, приобретал новые слова. Он уже был хорошо знаком монахам. На нем складывали песни, писа­ли летописи. Заглянем-ка мы в гости да послушаем сказ старинный.
Звучит музыка (гусли). Голос за кадром «Киевская Русь. XII век».

(картины )
Звучит музыка, голос за кадром читает начало «Слова о полку Игореве».
(картины «Слова о полку Игореве»)
Читается плач Ярославны (отрывок из «Слова о полку Игореве»).
(картина «Плач Ярославны»)
3 акт
1 Много сложено на языке этом было летопи­сей, которые повествуют о делах «давно минувших дней, пре­даньях старины глубокой». Менялась жизнь. Менялся и язык. Он избавлялся от некоторых букв в алфавите, приобретал новые слова, складывал ненужные устаревшие слова (архаиз­мы) в архив. Заглянем в петровскую эпоху.
Звучит музыка петровских времен Голос за кадром плакат «Россия. XVIII век».

(картины 18 века, Петр I)
Выходят Петр I и Язык.
(картина Славянская азбука)
Петр I Много больно букв в твоем алфавите накопилось. Неудобно пользоваться. Вычеркнем, пожалуй, пару-тройку— легче писать будет.
Язык Всего-то 43 буковки сначала было. Что ж у меня останется? Так все и повычеркиваете.
Петр I Ничего, у других языков и этого нет. Уберем, пожа­луй, «Пси»... (показывает буквы, которые выкинули.) «Юс малый», «ферт», а «фиту»... оставим! Зачем нам две «ф»? «Иже» еще уберем, а «I»... оставим. Две «и» тоже ни к чему..
Язык Ну, вот, все отобрали! Как теперь жить? Набрать слов, что ли, с горя?
Петр I И то правда. Даром что ли наши за морями обуча­ются. Я побывал в Голландии, корабли строят там умело, на­уки развиваются, язык совершенствуется, культура велико­лепная, есть чему поучиться. Может, и к языку приглядимся?! В нашем языке многих слов современных не хватает. Почему бы не по­учиться да не взять нужные слова из других?! Поспрашивай. Может, что из слов понравится, возьмешь к себе.
Петр I и Язык уходят. Выходит ведущий 2.
1 Так язык что-то терял, а что-то впитывал в себя, перенимал, изобретал — развивался.

2 После петровских реформ из гражданской печати исчезла буква "иже"; уничтожению подверглись буквы "зело", "омега", "от", "кси", "пси", "ук". Была упразднена "ижица".

1 После революции 1917 года наш алфавит вновь претерпел изменения. Некоторые буквы исчезли, другие изменились. В русском алфавите появились буквы ё, й, у. Этим новым алфавитом мы пользуемся и в настоящее время.

(картина)
Звучит музыка. Голос за кадром «Россия XIX века»
(картина)

2 Заглянем теперь в петербургский салон XIX века.
Ведущий 2 уходит. Выходят 1 дама и 2 дама.
1-я дама «Явился Пушкин — и русский язык обрел новую силу, прелесть, гибкость, богатство, а главное — стал есте­ственен, стал вполне русским языком»,— читала я давеча у Белинского.
(картина Пушкин)
2 Эпитет Пушкина так отчетлив, смел и иногда заменяет целое описание, какая точность и краткость слога. (Читает наизусть)
Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете...

То воля неба: я твоя...
1-я дама А меня восхищают такие пушкинские строки:
Прощай, свободная стихия!

Последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.
2-я дама А мне ещё нравятся такие стихи:
Я не люблю иронии твоей...
Звучит музыка.

4 акт
Звучит стремительная современная музыка. Голос за кадром «Россия XX век»

(картины современного времени)
1 Наступил XX век, век социальных потрясений, век революций и войн, век технического прогресса.
2 Ушли в прошлое архаизмы, литературный язык стал основой языка нации, пробили дорогу неологизмы, термины, гордо поднял голову жаргон!
1 Многие люди так безжалостно портят наш язык, бездушно искажают, уродуют его словами-паразитами, вульгаризмами, т.е. грубыми просторечными словами.
2 Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из школы, и появляются ненужные слова и даже грубые выражения. Послушайте!

(Шутливая музыка из Ералаша)
Сценки

1. Рецепт

Выходят врач и ученица.

— В каком классе учитесь, девушка?

— В седьмом «Бы».

— «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

— Жутко дружно, жутко весело...

—Жутко и весело! А учитесь-то хорошо?

— Порядок! Девчонки стараются. Их учитель­ница в пух и прах хвалит.

— Порядок... В пух и прах хвалит... Да, болезнь серьез­ная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сама. А лекарство - в учебнике грамматики русского языка.
(Шутливая музыка из Ералаша)
2. На уроке

Учитель. Расскажи, Иванова, о сложном Предло­жении.

Иванова. Ну вот, значит, сложное предложение, это, как бы, так сказать, предложение, которое, типа, значит, состоит из двух или нескольких, значит, простых, сливающихся, как бы, в одно целое по смыслу и в произ­ношении. Сложные предложения бывают, ну, как это? Агэ, вспомнила, сложносочиненными и сложноподчиненными. Сложносочиненными называются, значит, предложения, которые, вот это, ну, состоят из самостоятельных простых предложений, соединенных сочинительными союзами, а сложноподчиненные, это, значит, понимаете, ну, вот, такие, в которых простые предложения соединяются, ну как их, ну, подчинительными союзами или союзными словами.

Во время ответа Ивановой учитель что-то подсчитывает.

Учитель. Ну, я, как бы, это, ну, значит, на самом деле …ну, в общем - «2». ...

Иванова (стоит с открытым ртом) Что с Вами, Мария Ивановна? Я ничего не поняла…
(Шутливая музыка из Ералаша)
3. “Стремный Онегин”

Две школьницы беседуют о Пушкине.

- Слышь, подруга, ты “Евгения Онегина” читала?

- Было как-то по приколу. Высшее произведение. А чё?

- Да мы сейчас его проходим. А у меня - полный голяк. Если меня завтра на уроке дернут - все, приехала! Гусака схвачу на сто процентов.

- Ладно, обломайся! Хочешь, содержание прогоню?

- Давай, хоть что-нибудь трекну.

- Значит, так Онегин вообще прикольный был. Все его ломало, и от балов он уже не тащился. Короче, не жизнь, а сплошной отходняк. А тут лажа такая: у его предка бабки кончились и дядя откинул копыта, но деревеньки оставил. По началу соседи к Онегину целыми сарафанами на хвост падали. А он на коня – и линял куда-нибудь. Дальше такой расклад: нарисовался еще один стремак – Ленский, тоже сосед, но с ним они скентовались. И погнали прикалываться на пару. Ленский стихи вяжет, а Онегин с них рубится.

- Ты давай короче, мне на урок валить надо.

- Короче, Татьяна накатала Онегину стремное письмо. Давай, мол,… а он ей чайник повесил. Потом и Ленскому подлянку замочил. А тот на него как отвяжется: “Дуэль, дуэль!”. Вместо того, чтобы просто помахаться, Онегин его кокнул и дернул из деревни.

- И чем вся эта баня закончилась?

- Они с Татьяной на одном сходняке встретились. И он ей сразу погнал: “Заколебала меня такая жизнь, давай поженимся”. А она ему лепит такую котлету: “Все, парень, отползай. Поезд ушел”. Онегин глухо обломался и свалил в туман. Ну, как, ништяк?

- Да-а, сильная штука. Ты теперь давай к Лермонтову приколись. Мы на следующей неделе “Героя нашего времени” проходить будем.
(Шутливая музыка из Ералаша)
Выходят ведущие.
1 Объявим борьбу всякому языковому хламу, засоряющему нашу речь и мешающему развитию языка. А для этого первый совет — внимательно, вдумчиво относиться к слову в своей и чужой речи, не допускать неряшливости, небрежности в высказывании.
2 Второй совет — не поддаваться лжемоде и не повторять грубых и бессодержательных слов, внимательно изучать законы и правила русского языка, богатство его словаря и грамматических форм. Выявляя недостатки в нашей речи, будем помнить, что смех — одно из самых сильных орудий против всего отжившего.
Выходят исполнители частушек
Частушки

С русским все в порядке, мамы,
выучили орфограммы.
Как частушки пропоём,
правильно писать начнём!
Русский – наш родной язык,

Он прекрасен и велик.

В нашей солнечной стране

Близок он тебе и мне.
Буквы как нам выбирать?

Вдруг начнут озорничать,

Прыгать, бегать и скакать,

Не в то место могут встать.
В книжном царстве живут слоги,

В ночь садятся на пороге,

Чтобы сказку рассказать,

Как ложатся дети спать.
Все омонимы звучат

В речи одинаково.

Но по смыслу-то они

Абсолютно не с родни.
Жаркой летнею порой

Видим мы в лесу с тобой

Лисичку с рыженьким хвостом,

Грибок-лисичку под кустом.
Вот на речке полоса –

Называется коса.

У девицы в волосах

Очень длинная коса.
Наш отдел ушёл от дел,

Чтоб завод весь загудел:

«Вы работайте с огнём.

Мы вас быстренько согнём».
«Нужны высшие сорта!» –

Изрекается со рта.

«Собирайте по рублю –

Быстро мясо порублю».
Вот такие омофоны –

Одинаково звучат.

Но, однако, в нашей речи

Они о многом говорят.
Идиомы знать хотят,

Где зимуют краб и рак.

Сломя голову летят,

С глазу на глаз говорят.
Антонимы встали в позы

И бодливые, как козы.

Свой контраст нам показали,

В противоположность встали.
Этот малый сухопарый,

Он тщедушный и поджарый.

В общем, наш малыш худой –

Вот синонимов весь рой.
Если знаешь корень слова,

Его напишешь ты толково.

Корень, суффикс и приставка,

Окончание – прибавка.
После корня вкралась «а»,

Значит, в корне «и» всегда.

Ученик, запоминай:

Ноги вытер? Вытирай!
Если гласная в сомненьи –

Ставь ее под ударенье!

Сможешь правильно писать,

Если будешь проверять.
Мы идем гулять втроем,

Все считаем и поем:

Раз, два, три, четыре, пять –

Числительные надо знать.
Двойкам в наши дневники

Не дадим пробраться.

Обещаем в школе мы

Целый год стараться.
Исполнители уходят. Выходят ведущие
1 Красивые, добрые слова делают человека духовно чище, обогащают его внутренний мир. Поэтому, чем чище и краше будет наша речь, тем добрее будет наше сердце. А человек с добрым сердцем – это настоящее сокровище. Так будьте всегда добры!
2 Как много добрых слов на Голубой планете:

Мир, Родина, любовь, учитель, школа, дети!

А грязные слова нам Землю засоряют;

Калечат души нам и счастье разрушают.
1 И пусть из чистых уст на голубой планете

Прекрасные слова лишь произносят дети!

И голубь мира всем несет благое слово,

Чтоб наш родной язык мог возродиться снова!
2 Изгоним же, друзья, из нашей с вами речи

Все грубые слова и злое просторечье.

А чистые слова бриллиантом засверкают,

Как капельки росы на солнце засияют.
1 Пусть радуга-дуга, как символ красоты,

Приносит в нашу речь побольше чистоты!
Ведущие уходят
Эпилог
Звучит музыка. Выходят на сцену Кирилл, Мефодий, Климент, Язык, 1 дама, 2 дама, Петр I
Кирилл Преобразовываясь, меняя облик, с нами все же навсегда остается добрый, красивый, певучий, образный русский язык.
Мефодий Родная речь — дарованное благо,

Сложным-сложна, а то простым-проста.

Пусть сожжена бесценная бумага,

Слова живут, текут из уст в уста.
Климент У музыки — вселенские просторы,

У живописи—мировой язык,

А тут непостижимы разговоры,

К которым с малолетства я привык.
Язык Родная речь — всегда одноплеменна,

Напоена богатством от корней,

И этим, говорят несовершенно

Искусство, тесно связанное с ней.
1 дама (читает стихотворение Л. Васильевой)

И этого отнять никто не в силах,

Не потому ль так важно уберечь

Потоки чистых сочетаний милых,

Таинственно сливающихся в речь.
Петр I (читает стихотворение А. Яшина)

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех, он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Он, как этот народ, могуч!
2-дама (читает стихотворение Т. Зумакуловой)

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой...

Забыв родной язык — я онемею.

Утратив русский — стану я глухой.
Кирилл (читает стихотворение А. Прокофьева)

Слава русской речи велика,

Год от году все сильней становится,

И острей граненого штыка

Наши поговорки и пословицы!


  1. Добрым словом и бездомный богат.

  2. Ласковое слово лучше мягкого пирога.

  3. Ласково слово что вешний день.

  4. Нетрудно ласково слово да споро.

  5. Слово слово родит, третье само бе­жит.

  6. На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.

  7. От приветливых слов язык не отсохнет.

  8. Ласковое слово и кость ломит.

  9. Слово не обух, а от него люди гибнут.

  10. От языка не уйдешь (Язык везде достанет).

  11. Языком не расскажешь, так и пальцами не растычешь.

  12. Вымолвить не хочется, так и язык не ворочается.

  13. На добрый привет добрый и ответ.


Звучит музыка. Все остаются на сцене, выходят ведущие
1 Спросят меня: что похоже на море?
Все Русский язык...
1 ...не замедлю с ответом.

Он, словно солнце, согреет землю.

Свежесть подарит засушливым летом.

Воды его, разливаясь без края,

Блещут немеркнущим солнечным светом.

К людям хорошим в дальние страны

Катятся волны с горячим приветом.
Все Русский язык...
1 ...безграничное море!..

В глуби морской я дождался улова:

Выловил ключ, открывающий радость

Этим ключом было...
Все ...русское слово.

Похожие:

Внеклассное мероприятие «Сам язык наш есть тайна!» Двойнина Н. В., Еремина Е. С iconВнеклассное мероприятие для учащихся 3 Х классов: «Путешествие в страну Читалию»
Пословицы о книгах: Кто много читает, тот много знает. Книга – наш помощник в труде. С книгой жить – век не тужить. С книгой поведёшься...
Внеклассное мероприятие «Сам язык наш есть тайна!» Двойнина Н. В., Еремина Е. С iconВнеклассное мероприятие (биология + химия) "Табак курить себе вредить!"
Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + химия) "Табак курить себе вредить!"
Внеклассное мероприятие «Сам язык наш есть тайна!» Двойнина Н. В., Еремина Е. С iconВнеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов подготовила и провела 28. 03. 2011 педагог- психолог гимназии №87 Дикова Е. В

Внеклассное мероприятие «Сам язык наш есть тайна!» Двойнина Н. В., Еремина Е. С iconОгонёк здоровья внеклассное мероприятие
Обобщить полученные знания об организме человека и правилах гигиены различных органов
Внеклассное мероприятие «Сам язык наш есть тайна!» Двойнина Н. В., Еремина Е. С iconСценарий экологического праздника «Экодром»
Внеклассное мероприятие «История болезни», посвящённое истории табакокурения и его профилактики
Внеклассное мероприятие «Сам язык наш есть тайна!» Двойнина Н. В., Еремина Е. С iconВнеклассное информационно-познавательное мероприятие «Энергетическим напиткам «Да» или «Нет» выбор за вами!» с элементами игры «Брейн-ринг»
Внеклассное информационно-познавательное мероприятие «Энергетическим напиткам «Да» или «Нет» – выбор за вами!» с элементами игры...
Внеклассное мероприятие «Сам язык наш есть тайна!» Двойнина Н. В., Еремина Е. С iconВнеклассное мероприятие по немецкому языку «Пасха» (2- 11классы)
Основная цель обучения: развитие способности школьника к общению на иностранном языке
Внеклассное мероприятие «Сам язык наш есть тайна!» Двойнина Н. В., Еремина Е. С iconВнеклассное мероприятие деловая игра по предмету Тема: «Кулинарный поединок»
Подготовила и провела учитель технологии и классный руководитель 7 б класса Кузнецова М. Н
Внеклассное мероприятие «Сам язык наш есть тайна!» Двойнина Н. В., Еремина Е. С iconРазнообразие блюд второй по- второе место занимают блюда
Второе блюдо следует выбирать из мяса. Вопрос «есть или не есть в зависимости от первого. Если суп мясо?» каждый решает для себя...
Внеклассное мероприятие «Сам язык наш есть тайна!» Двойнина Н. В., Еремина Е. С iconВнеклассное мероприятие ко дню семьи цели
Воспитание чувств любви к своей семье и гордости за неё, чувства уважения к родным и близким людям
Разместите кнопку на своём сайте:
recept.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©recept.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Recept