Главная страница

Поиск по названию:


Методическая разработка к конкурсу по дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии»




Скачать 142.2 Kb.
НазваниеМетодическая разработка к конкурсу по дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии»
Дудина Н М
Дата конвертации15.01.2013
Размер142.2 Kb.
ТипМетодическая разработка
«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

К конкурсу по дисциплине

«Основы латинского языка и медицинской терминологии»

«Знаток латинского языка»

Автор: преподаватель Дудина Н.М.

г. Раменское

2008 год

Пояснительная записка.

  1. Конкурс по дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии» проводится традиционно по окончании курса, как заключительное занятие.

  2. Отбор соревнующихся осуществляется на основании итоговых результатов успеваемости учащихся, с учётом их систематической работы в течение всего цикла и при успешном выполнении заданий исходного контроля.

  3. В подготовке конкурса заняты все учащиеся. Каждому определяется конкретное задание. Формируются группы поддержки.

  4. Данная методическая разработка может быть использована преподавателями латинского языка в качестве вспомогательного материала в работе. Задания, предлагаемые конкурсантам, могут наполняться новым содержанием или варьироваться по усмотрению преподавателя.

  5. Перечень использованной литературы:

  • Бабичев Н.Т., Боровский Я.М. «Словарь крылатых латинских выражений», «Русский язык», Москва, 1982

  • Ю. И. Городкова «Латинский язык », «Феникс», Ростов-на Дону, 2005, издание пятое. Для студентов медицинских колледжей и училищ. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

  • Суходолова Н.А.«Методическое пособие по латинскому языку и медицинской терминологии», Тверь, 1993

Форма проведения конкурса: соревнование на лично-командное первенство среди учащихся групп 2МС, 2МСК, 2Ф

Участники соревнования:

  1. Сборная команда девушек

  2. Сборная команда юношей

  3. Группы поддержки

Цели конкурса:

  1. Обобщить знания, полученные по окончании курса дисциплины «Основы латинского языка и медицинской терминологии»

  2. Выявить прочность полученных знаний по дисциплине, степень усвоения учащимися различных тем.

  3. Способствовать развитию профессионального интереса будущих медицинских работников к более глубокому овладению специальной терминологией, специальными знаниями.

  4. Расширить общий кругозор учащихся средствами латинского языка.

Время проведения: 1,5-2 часа

Подготовка:

  1. Определение участников конкурса, формирование команд

  2. Знакомство с планом проведения конкурса

  3. Разработка критериев оценки для жюри

  4. Оформительская работа

  5. Организация работы групп поддержки

Оснащение:

  1. Плакаты с «крылатыми» фразами изречениями на латинском языке

  2. Кроссворд «Клиническая терминология» (2)

  3. Карточки с рецептами (4)

  4. Карточки с наименованиями лекарственных препаратов на латинском языке (16)

  5. Медицинские термины с корнем «logia» (4 варианта на картах)

  6. Карточки с заданиями на клиническую терминологию (2)

  7. Карточки с заданиями на фармацевтическую терминологию (2)

  8. Доски (2) и парты (2) для написания рецептов

  9. Бумага и фломастеры

  10. Протокол жюри (5)

План проведения конкурса.

  1. Вступление. Представление участников конкурса, жюри.

  2. Представление команд.

  3. Разминка.

  4. Рецептурные задания.

  5. Задание: «Назвать медицинские термины с корнем «logia»

  6. Задания на « подсказки» в названиях лекарственных препаратов

  7. Конкурс капитанов: разгадывание кроссвордов «Клиническая терминология»

  8. Соревнование команд

  9. Задание на клиническую терминологию

  10. Представление домашнего задания: сатирический плакат на медицинскую тему

  11. Задание на фармацевтическую терминологию

  12. Художественная самодеятельность

  13. Подведение итогов. Объявление победителей. Награждение.

  14. Заключение

СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА.

Действующие лица:

  1. Ведущие – 2 человека

  2. Ассистенты – 2 человека

  3. «Эскулап»

  4. Сборная команда девушек – 8 человек

  5. Сборная команда юношей – 8 человек

  6. Группы поддержки команд – 2 группы

  7. Члены жюри – 5 человек

Ведущий:

Дорогие друзья! Сегодня вы присутствуете на заключительном занятии по дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии», которое будет проходить в форме конкурса на лично-командное первенство между сборными командами юношей и девушек из числа учащихся групп 2МС, 2МСК, 2Ф.

Ведущая:

Сам Эскулап пожаловал на наше состязание… (Звучит торжественный марш из оперы «Аида». Входит Эскулап, медленно поднимается на возвышение)

Эскулап:

Когда-то в древние лета в Олимпе боги обитали,

И всенародный праздник там Олимпиадою назвали…

Ведущий:

И боги есть (указывает на команду юношей),

И есть богини (указывает на команду девушек),

Но состязания - не те…

Ведущая:

Мы соревнуемся в латыни –

Вниманье, знаньях, быстроте…

Эскулап:

…И четкости, и дисциплине, и аккуратности святой.

Всему научишься в латыни,

Коль мудрость ты познал науки той.

Ведущий:

Хороша была б жизнь ныне,

Если б не было латыни.

Все по-русски отвечай,

Ну не жизнь, а просто рай!

Ведущая:

Кто придумал сей язык:

Poly-, -oxy, hyper-, glyc?

Кто же это? В каком веке?

Эскулап:

То латиняне и греки…

Ведущий:

Все сидели и мудрили,

Чтобы мы латынь зубрили…

Ведущая:

Исключений всяких тьма,

Можно ведь сойти с ума!

Эскулап:

А рецепты?! Все как есть,

Без латыни не прочесть!

Ведущий:

Кому приставка hyper-, hypo- в голову вошла,

Терминология тому уж не страшна.

Ведущая:

Определить лучшего из соревнующихся предстоит нашему уважаемому жюри (представляет членов жюри). Задание на командное первенство оценивается по 5-балльной системе, задания на личное первенство – жетонами (за каждый правильный ответ учащийся получает 1 жетон).

Ведущий:

А теперь слово предоставляется командам – участницам конкурса.

Ведущая:

Вам слово девушки! (Идёт представление команды: объявляется название и девиз команды на латинском языке, эмблема, приветствия команде-сопернику и жюри)

Ведущий:

Слушаем вас, юноши! (Идёт представление команды: объявляется название и девиз команды на латинском языке, эмблема, приветствия команде-сопернику и жюри)

Ведущая:

Напоминаем жюри, что этот конкурс оценивается по пятибалльной системе.

Эскулап:

Прекрасны ваши выступленья

И ваш совет «как дальше жить».

Но чтоб достигнуть уваженья

Задачи надобно решить.

Ведущая:

Пока жюри подводят итоги конкурса, мы с командами проводим разминку: игру-загадку на название болезней с суффиксом it. (Разминка не оценивается. Игру проводят ведущие)

Ведущий:

Слово имеет жюри. Спасибо

Ведущая:

Совсем недавно, в сей момент,

Пришел в аптеку документ,

Рецепт написан ляп и тяп.

Кто автор?

Эскулап:

Современный эскулап.

Ведущий:

Как нужно оформить рецепт?

Эскулап:

Без помарок и помет!

Ведущая:

А исправленья делать можно?

Эскулап:

Нет!

Ведущая:

А сейчас конкурсанты продемонстрируют нам своё мастерство в написании рецептов. Приглашаем по одному участнику от команды для написания рецептов на латинском языке и еще по одному – для исправления неправильно написанного рецепта с типичными ошибками, допускаемыми учащимися.

Ведущий:

Пока соревнующиеся выполняют задание, мы представляем вашему вниманию сценку «В аптеке», которую сыграют нам учащиеся старших курсов. (Идёт сценка). Благодарим!

Ведущая:

Просим жюри оценить выполненные задания. Напоминаем, что этот конкурс оценивается баллами.

Ведущий:

В это время команды выполняют задание на личное первенство: называют медицинские термины с корнем «logia». Это задание оценивается жетонами: за каждый правильный ответ участник получает жетон. Жетоны необходимо сохранить до конца состязаний. (Ведущие читают поочередно задания командам, ассистенты раздают жетоны за правильные ответы и объявляют количество жетонов, полученных каждой командой)

Ведущая:

Слово имеет жюри. (Объявляются итоги конкурса на рецептурные задания) Благодарим жюри!

Ведущий:

Продолжим состязание в личном первенстве. Какую информацию о препарате вы можете сообщить по имеющимся в его латинском названии подсказкам? (Ведущие предъявляют поочередно командам карточки с латинскими, ассистенты раздают жетоны за правильные ответы и объявляют количество жетонов, полученных каждой командой)

Ведущая:

А теперь наступает время соревнования команд. Приглашаются капитаны для разгадывания кроссворда «Клиническая терминология». Команды в это время предъявляют друг другу свои задания. Слово имеют юноши. (После выполнения трёх заданий юношей, девушки предъявляют свой задания) Напоминаем жюри, что этот конкурс оценивается баллами.

Ведущий:

Пока жюри подводят итоги соревнования команд, конкурсанты продемонстрируют свои знания клинической терминологии (оцениваются жетонами). (Ведущие предъявляют поочередно задания участникам команд, ассистенты раздают жетоны за правильные ответы и объявляют количество жетонов, полученных каждой командой) Слово имеет жюри. (Объявляются итоги конкурса капитанов) Благодарим жюри!

Ведущая:

Переходим к проверке домашнего задании. Команды предъявляют сатирический плакат на медицинскую тему. (Команды предъявляют свои плакаты) Напоминаем жюри, что этот конкурс оценивается баллами.

Ведущий:

И снова личное первенство. Конкурсанты покажут нам свои знания в фармацевтической терминологии и получат свои жетоны (Ведущие предъявляют поочередно задания участникам команд, ассистенты раздают жетоны за правильные ответы и объявляют количество жетонов, полученных каждой командой)

Ведущая:

А теперь попросим участников команд предъявить свои жетоны для общего подсчёта. Просьба ассистентам, собрать жетоны (Ассистенты собирают жетоны и записывают фамилии участников, указывая количество жетонов, полученных каждым из них) Напоминаем конкурсантам, что личное первенство определяется по наибольшему количеству жетонов, набранных участниками команд (Жюри производит подсчёты)

Эскулап:

Очень важно в деле всяком

В трудном поиске, в пути

Смеху, шуткам и улыбкам

Место верное найти.

Ведущая:

Слово имеют группы поддержки. Они продемонстрируют нам свои артистические способности. (Идут номера художественной самодеятельности) Слово имеет жюри. (Подведение итогов. Объявление итогов конкурса и победителей. Награждение)

Эскулап:

Закончился сегодняшний турнир.

Оглашено правдивое решенье.

И олимпийское спокойствие и мир

Тому реальное, живое подтвержденье.

Ведущая:

Чтоб одолеть болезни, нужна вера,

А без нее победе и не быть.

И Гиппократ сказал «Noli nocere!»

А это значит людям не вредить.

Ведущий:

Мы эту клятву будем помнить свято,

Не изменив профессии своей,

Мы сбережём честь белого халата.

Всё будем делать для спасения людей.

Ведущая:

Убеждены, конечно, мы отныне,

Что поговорка справедлива и теперь,

Что без латыни нет дороги в медицине,

Всем неучам туда закрыта дверь.

Эскулап:

Пройдут года, они промчатся быстро,

Но вечным будет афоризм такой:

«Без знаний нет хорошего специалиста

Ни в медицине, ни в профессии любой»

(Эскулап торжественно удаляется)

Ведущий:

Наше состязание закончено. Благодарим всех участников конкурса, членов жюри. Присутствующих благодарим за внимание.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОМАНД.

        1. Загадки о названиях заболеваний с суффиксом –ИТ:

Вспомним все вместе!

  • Знаменитый суффикс –ИТ о болезнях говорит:

  • Если насморк, нос сопит, разумеется … ринит.

  • Если кашель, грудь болит, может острый … трахеит,

  • А когда в груди хрипит, то хронический … бронхит.

  • Наш больной не ест, не спит, горло у него болит, Вероятно, … фарингит, а может быть и … ларингит, Ещё есть и … тонзиллит

  • Вдох и всё внутри болит, а послушаешь – шумит, У больного плохой вид и потерян аппетит, Будь внимателен - … плеврит!

  • Дисфагия и тошнит, кажется … эзофагит.

  • Всё едим мы в беспорядке, нет режима и порядка, Пропадает аппетит, подозренье на … гастрит.

  • Боль в кишечнике, урчит, стул нарушен и частит, Может острый … энтерит.

  • То понос, а то крепит, снижен резко аппетит, Рвота и во рту горчит, то хронический … колит. Может гастро … энтерит, а может энтеро … колит.

  • Если справа бок болит, у больного жёлтый вид, Возникает и асцит, это, вроде, … гепатит.

  • Справа под ребром болит, исчезает аппетит, Может стать и холангит, перфорацией грозит, Это что? … холецистит.

  • У больного бледный вид, резко в животе болит, Нитевидно пульс стучит, Диагноз Ваш? … перитонит.

  • Почки! Шутки в стороне, осторожен будь вдвойне, Коль анализ подтвердит, это может и … нефрит.

  • Мочевой пузырь болит, это, кажется, … цистит.

  • Ночь без сна, спина болит, может быть … радикулит.

  • Коль к дождю сустав болит, припухает и скрипит, Вероятно, то … артрит.

  • Невесёлый, скажем вид, если сердце заболит, Может быть … эндокардит, иногда … миокардит, Есть ещё … перикардит, и ещё … ревмокардит

  • Тот, кто знает суффикс –ИТ, термин верно говорит, И диагноз подтвердит, Тот болезни победит!


2. Рецептурные задания (примеры):

А. Написать рецепт на латинском языке.

Возьми: Серы очищенной

Сложного порошка солодки по 0,25

Смешай, пусть получится порошок.

Выдай такие дозы числом 15

Обозначь: По одному порошку 3 раза в день перед едой.

В. Исправление неправильно написанных рецептов

Recepe: tinctura convallaria majalae

Tincture valeriana simplex по 7,5 мл

adonisidum 15 мл

Miscere. Dare.

Signare: по 20 капель на прием

3. Назвать медицинские термины с корнем «logia».

Карточка №1

  • Наука о закономерностях, возникновении и функционировании психики, ее механизме и проявлении.

  • Раздел психиатрии, изучающий проявление, этиологию и патогенез хронического алкоголизма

  • Раздел внутренних болезней, изучающий этиологию, патогенез, и клиническое течение заболеваний почек.

  • Раздел внутренних болезней, изучающий этиологию, патогенез, и клиническое течение заболеваний сердечно-сосудистой системы.

  • Раздел внутренних болезней, изучающий этиологию, патогенез, и клиническое течение заболеваний нервной системы.

  • Раздел внутренних болезней, изучающий этиологию, патогенез, и клиническое течение заболеваний легких и дыхательных путей.

  • Раздел анатомии, изучающий соединение костей.

Карточка №2

  • Область медицины, изучающая физические и химические свойства ядов.

  • Наука, изучающая действие лекарств и других биологически активных веществ на организм человека.

  • Наука, изучающая закономерности развития зародыша и его тканей.

  • Наука, изучающая закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов.

  • Область медицины, изучающая физические и химические свойства ядов.

  • Область клинической медицины, изучающая вопросы обезболивания и управления жизненно важными функциями во время хирургических вмешательств.

4. Объяснить значение клинических терминов.

Карточка №1

        1. Гематология

        2. Дистония

        3. Гипогликемия

        4. Флебэктомия

        5. Афагия

        6. Риноррагия

        7. Бронхоэктазия

        8. Отоларинголог

Карточка №2

  1. Этиология

  2. Патогенез

  3. Гипергликемия

  4. Кольпотомия

  5. Термоплегия

  6. Проктолог

  7. Эзофагогастродуоденоскопия

  8. Пиодермия


5. Задание на фармацевтическую терминологию: «Скажи по-латински».

Карточка №1

По мере требования (надобности)

Разовая доза

Порошки для внутреннего употребления

Смешай, пусть получится влагалищный шарик

Наилучший вазелин для глаз

Максимальная доза

Выдай в эластичных желатиновых капсулах

Вода для инъекций

Карточка №2

Через рот, через прямую кишку

Суточная доза

Жидкая мазь для наружного применения

Раствор глюкозы в ампулах

Мельчайший порошок или присыпка

Чистейший эфир для наркоза

Выдай в вощеной бумаге

Таблетки активированного угля

6. Кроссворд «Клиническая терминология».

По горизонтали:

              1. Наука о болезнях и их лечении.

              2. Опыт, попытка

              3. Воспаление среднего уха

              4. Образование сахара

              5. Тепловое состояние тела

              6. Дыхание

              7. Воспаление желчного пузыря

По вертикали:

        1. Воспаление молочной железы

        2. Учение о причинах болезни

        3. Воспаление мышцы

        4. воспаление сустава

        5. Обильные гнойные выделения

        6. Воспаление червеобразного отростка слепой кишки


6. Кроссворд «Клиническая терминология».



1

2

3

3

1

4

5

5

6

6

7

Похожие:

Методическая разработка к конкурсу по дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии» iconМетодическая разработка по организации урока с игровыми методами обучения лексики в старшей школе заключение
Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках иностранного языка в старшей школе
Методическая разработка к конкурсу по дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии» iconМетодическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления»

Методическая разработка к конкурсу по дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине основы рекламы для студентов 1 курса
Опд. Ф. 11 Основы рекламы
Методическая разработка к конкурсу по дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии» iconЭлектронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Лингвостранове- дение второго иностранного языка (турецкий язык)» подготовлен в рамках реализа
Настоящее издание является частью учебно-методического комплекса по дисциплине Лингвост
Методическая разработка к конкурсу по дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии» iconА. В. Туровский практикум с методическими
«латинский язык и основы терминологии» для студентов 1 курса заочного отделения впо
Методическая разработка к конкурсу по дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии» iconМетодическая разработка занятия «Искусство общения»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Станция Юных Техников
Методическая разработка к конкурсу по дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии» iconОбразец оформления титульного листа контрольной работы
В результате самостоятельного изучения дисциплины «Латинский язык и основы терминологии» каждый студент должен выполнить две
Методическая разработка к конкурсу по дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии» iconМетодическая разработка к практическому занятию по теме: «Рецепт. Латинская часть. Правила оформления рецепта»
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Методическая разработка к конкурсу по дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии» iconМетодическая разработка сценария праздника «Широкая славянская Масленица»
Цель: знакомство учащихся начальной школы с традициями и обычаями празднования Масленицы у славянских народов
Методическая разработка к конкурсу по дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии» iconУчим и учимся
...
Разместите кнопку на своём сайте:
recept.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©recept.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Recept