Главная страница

Поиск по названию:


Российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный университет» юридический факультет кафедра гражданского и предпринимательского права




НазваниеРоссийской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный университет» юридический факультет кафедра гражданского и предпринимательского права
страница1/8
М Н Бронникова
Дата конвертации19.12.2012
Размер1.1 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра гражданского и предпринимательского права

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РОССИИ

Планы практических занятий для студентов дневной формы обучения специальности «Юриспруденция»

Составитель : М.Н. Бронникова

Самара

2010

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

Самарского государственного университета


Право социального обеспечения России : Планы практических занятий для студентов дневной формы обучения специальности «Юриспруденция» / состав. М.Н. Бронникова. – Самара : Изд-во «Универс-групп», 2010. – 78 с.
Планы практических занятий рассчитаны на последовательное изучение студентами каждой темы учебного курса, с учетом проблемного характера отдельных вопросов, сложности в овладении материала некоторых разделов учебной дисциплины. Практическое занятие имеет цель развития навыков краткого изложения теоретического материала по предложенной тематике, юридического анализа конкретных ситуаций и правильного применения к ним закона.

Настоящее издание подготовлено с учетом положений законодательства РФ и субъектов РФ по состоянию на 1 сентября 2010 года, а также материалов судебной практики последнего времени.

Пособие предназначено для студентов дневной формы обучения специальности «Юриспруденция», аспирантов и преподавателей юридических вузов.


© Бронникова М.Н., составление, 2010

© Самарский государственный университет, 2010

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………….…..... 4

Занятие № 1. Введение в право социального обеспечения ………..…. 7

Занятие № 2. Стаж как основание возникновения права на социальное обеспечение …………………………………….…………………………..... 15

Занятие № 3, 4. Пенсионное обеспечение в Российской

Федерации …………………………………………………............................ 25

Занятие № 5, 6. Пособия по обязательному социальному

страхованию ………………………………………………………………… 39

Занятие № 7. Социальные пособия и иные выплаты ……….………. 52

Занятие № 8. Социальное обеспечение, предоставляемое в натуральной форме …………………………………………………………. 62

Примерные темы курсовых и дипломных работ по курсу «Право социального обеспечения России»...………………………….……………. 72

Приложение № 1. Виды пенсионного обеспечения в Российской Федерации …….……………………………………………….………....….. 73

Приложение № 2. Сведения о среднемесячной заработной плате в стране для оценки пенсионных прав застрахованных лиц……….……….. 74

Приложение № 3. Данные, необходимые для расчета страховой части трудовой пенсии……………………………………………………………... 75

Приложение № 4. Максимальная и минимальная величины пособия по безработице …………………………………………………………….…76

Приложение № 5. Размер пособий гражданам, имеющим детей ……77

Введение
В современных условиях «социализации» российского права, динамики социально-экономического развития, требующей принятия мер, направленных на совершенствование механизмов оказания адресной социальной поддержки, перевод их на качественно новый уровень, знание права социального обеспечения представляет собой одну из важнейших предпосылок обретения высокой квалификации и успешной профессиональной деятельности специалистов-юристов.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом ГОУ ВПО «Самарский государственный университет» студенты всех форм обучения изучают право социального обеспечения России в течение одного семестра.

Целью настоящего издания является оказание помощи студентам дневного отделения в постижении основных вопросов курса, в поиске нормативных и правоприменительных актов для подготовки к практическим занятиям.

Освоение курса должно опираться на анализ действующих нормативных актов, перечень которых указан применительно к каждой теме. В списках литературы приведен достаточный перечень учебной литературы, изучение которой позволит получить необходимый объем информации в области правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению, развития науки права социального обеспечения.

Подготовка к практическим занятиям предполагает обязательный анализ норм действующего законодательства о социальном обеспечении, например, по видам стажа, пенсий в РФ и т.д., а также практическое применение указанных правовых норм в процессе разрешения конкретных дел (казусов).

Следует обратить внимание на то, что предлагаемый список нормативных и правоприменительных актов составлен по состоянию на 1 сентября 2008 года. При подготовке к занятиям студенты должны проверять действие соответствующего правового акта и изучать нормативные акты в редакции, действующей в этот момент. Кроме того, необходимо учитывать нормативные акты, принятые после 1 сентября 2008 года. При этом рекомендуется использование электронных информационно-справочных правовых систем, например, «Гарант», «Консультант Плюс».

В процессе изучения курса «Право социального обеспечения России» студентам нужно систематически следить за публикациями в периодической печати по вопросам социального обеспечения, накапливать и обобщать информацию по практике применения правовых норм в сфере социального обеспечения. Полезным будет обращение студентов к журналам «Юрист», «Пенсия», «Трудовое право» и другим специализированным юридическим научным изданиям, а также сайтам в системе «Интернет»: http://www.rospensia.ru, http://www.fss.ru и др.

В начале настоящего издания содержится перечень основной литературы по курсу, далее располагаются материалы по каждой теме практического занятия в следующей последовательности:

  • дается примерный, достаточно подробный план изучения темы;

  • указываются нормативные и правоприменительные акты, изучение которых необходимо для уяснения содержания темы и решения ситуационных задач;

  • приводится дополнительная литература, рекомендуемая для подготовки к практическим занятиям (при подготовке к практическим занятиям студент может дополнительно использовать и иной материал);

  • предлагаются ситуационные задачи (казусы);

  • в заключение по всем темам приводится дополнительное задание, которое необходимо выполнить тем студентам, которые самостоятельно изучают отдельные темы курса, не посещая практические занятия согласно установленного учебного расписания.

Решение задач оформляется в письменном виде, все имеющиеся в ответе выводы должны носить развернутый характер и быть обоснованными ссылками на конкретные правовые нормы. Задачи и составленные документы, предъявляются преподавателю, ведущему практические занятия.

В качестве основной литературы для изучения рекомендуются следующие издания:

        1. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М. : КноРус, 2008.

        2. Гусов К.Н., Буянова М.О. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: Проспект, 2010.

        3. Захаров М.Л., Э.Г. Тучкова Право социального обеспечения России: Учебник для вузов. М.: Волтерс Клувер, 2005.

        4. Право социального обеспечения: Учеб.пособ.для вузов / под ред. Гусова К.Н. — М. : Проспект, 2008.

        5. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебное пособие. Практикум. М.: Книжный мир, 2006.

        6. Никонов Д.А. Стремоухов А.В. Крюков С.В. Право социального обеспечения России. – М. : Изд-во НОРМА, 2005.

        7. Право социального обеспечения России: Учебник / под ред. М.В. Филипповой. – М. : Юрист, 2006.

        8. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебник для вузов. – М.: Дашков и К, 2006.



При подготовке к зачету рекомендуется использовать программу по курсу «Право социального обеспечения России», утвержденную кафедрой гражданского и предпринимательского права ГОУ ВПО «Самарский государственный университет».

По итогам освоения учебной программы студент должен:

знать:

- положения Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, подзаконных нормативных актов в области социального обеспечения;

- законодательные акты Самарской области в области социального обеспечения;

- постановления и определения Конституционного Суда РФ, руководящие разъяснения высших судебных инстанций РФ (Верховного Суда РФ), судебную практику мировых судов и судов общей юрисдикции Самарской области по вопросам социального обеспечения;

уметь:

- правильно проводить юридическую квалификацию жизненных ситуаций,

- давать заключения и консультации по вопросам социального обеспечения в точном соответствии с законодательством РФ;

- составлять процессуальные документы, необходимые для реализации и защиты прав граждан в области социального обеспечения;

владеть:

- понятийным аппаратом права социального обеспечения;

- методами сбора информации, имеющей значение при применении правовых норм о социальном обеспечении.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
РФ - Российская Федерация;

СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации;

ФЗ – Федеральный закон;

БНА - Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти;

ФСС РФ – Фонд социального страхования Российской Федерации;

ФФОМС РФ – Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

Занятие № 1. Введение в право социального обеспечения
1. Социальное обеспечение как социально-экономическая категория. Соотношение понятий «социальное обеспечение» и «социальная защита».

2. Предмет и метод права социального обеспечения.

3. Принципы права социального обеспечения.

4. Правоотношение по социальному обеспечению: понятие, элементы, основания возникновения, виды.

5. Обязательное социальное страхование: субъекты, объект, содержание и правовое регулирование. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда.

6. Соотношение права социального обеспечения с гражданским, трудовым, административным и налоговым правом.

7. Источники права социального обеспечения (разграничение компетенции федеральных органов власти и субъектов РФ, виды источников, действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц).
Нормативные и правоприменительные акты к занятию № 1:

  1. Конституция Российской Федерации, принята 12.12.1993 // Российская газета. 25.12.1993. № 237.

  2. ФЗ от 17.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 10.05.2010) «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» // СЗ РФ. 27.07.2009. № 30. Ст. 3738.

  3. ФЗ от 30.11.2001 № 167-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» // СЗ РФ. 17.12.2001. № 51. Ст. 4832.

  4. ФЗ от 09.06.1999 № 165-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «Об основах обязательного социального страхования» // СЗ РФ. 19.07.1999. № 29. Ст. 3686.

  5. ФЗ от 08.04.1998 № 75-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О негосударственных пенсионных фондах» // СЗ РФ. 11.05.1998. № 19. Ст. 2071.

  6. ФЗ от 20.07.1995 № 181-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О социальной защите инвалидов в РФ» // Собрание законодательства РФ. 27.11.1995. № 48. Ст. 4563.

  7. ФЗ от 25.05.1994 № 5-ФЗ (ред. от 22.10.1999) «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных Конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» // СЗ РФ. 20.06.1994. № 8. Ст. 801.

  8. Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 27.05.1996. № 22. Ст. 2663.

  9. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования РФ» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 21.02.1994. № 8. Ст. 599.

  10. Положение о Пенсионном фонде РФ, утверждено Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1 от 27.12.1991 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 30.01.1992. № 5. Ст. 180.

  11. Закон Самарской области от 05.03.2005 № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» // Волжская коммуна. 11.03.2005. № 43.


Дополнительная литература к занятию № 1:

  1. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М. : «Юридическая литература», 1980.

  2. Барков А.В. О соотношении норм гражданского права и права социального обеспечения при регулировании оборота социальных услуг // Актуальные проблемы частноправового регулирования : Материалы Всероссийской IV научной конференции молодых ученых (г. Самара, 23-24 апреля 2004 г.) / отв. ред. Ю.С. Поваров, В.Д. Рузанова. Самара : Изд-во «Самарский университет», 2004.

  3. Бондарь Н.С. Конституционный суд Российской Федерации – гарант социальных прав граждан // Право и власть. 2002. № 2.

  4. Долженкова Г.Д. Правовое регулирование основных видов социального обеспечения осужденных // Журнал российского права. 2002. № 7.

  5. Калашников С.В. Новая книга о социальном законодательстве // Журнал российского права. 2006. № 2.

  6. Мачульская Е.Е. Социальный риск как объективная основа социального обеспечения // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1999. № 1.

  7. Медведев И.Г., Трушников С.С. Пенсионное обеспечение нотариусов за рубежом (на примере Австрии, Германии и Франции) // Нотариальный вестникъ. 2006. № 10.

  8. Мидонова Е.А. Формы защиты интересов в праве социального обеспечения // Трудовое право. 2007. № 8.

  9. Миронова Т.К. Право социального обеспечения и социальное право // Трудовое право. 2006. № 12.

  10. Родионова О.В. Характерные черты социальной функции современного государства // История государства и права. 2007. № 3.

  11. Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 7.

  12. Социальное законодательство : Научно-практическое пособие / отв. ред. д.ю.н., проф. Ю.А. Тихомиров; к.ф.н., доцент В.Н. Зенков. М. : Юридическая фирма "Контракт"; ИНФРА-М, 2005.


Методические рекомендации к занятию № 1:

Ввиду отсутствия легального определения понятия «социальное обеспечение», в юридической литературе сложилось два подхода к толкованию этого термина: в широком смысле – как форма выражения социальной политики государства (ст. 7 Конституции РФ); в узком – как материальное благо, предоставляемое при наступлении социально значимых обстоятельств (ст. 39 Конституции РФ). В соответствии со ст. 72 Конституции РФ социальное обеспечение является одним из видов социальной защиты. Однако в науке права социального обеспечения имеются и другие точки зрения по поводу соотношения социального обеспечения и социальной защиты. При изучении этого вопроса необходимо учитывать не только легальный, но и доктринальный подход к определению понятия «социальная защита», а также следует исходить из общепризнанных в юридической науке определений понятий «охрана» и «защита».

Анализ действующего законодательства РФ позволяет сделать вывод о том, что законодатель пытается отказаться от использования категории «социальная защита», заменяя ее другим термином – «социальная поддержка». При его изучении необходимо учитывать, что легальное определение понятия «социальная поддержка» в настоящее время сформулировано применительно к отдельным категориям лиц, например, в ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Характеризуя организационно-правовые формы, используемые государством для осуществления социального обеспечения, следует иметь ввиду, что они различаются, во-первых, в зависимости от содержания предоставляемого материального блага (денежные выплаты или натуральная помощь – одежда, продукты питания, социальные услуги), а, во-вторых, по источнику финансирования (бюджетные средства или средства внебюджетных фондов).

Изучая предмет права социального обеспечения, нужно рассмотреть общественные отношения, складывающиеся по поводу, во-первых, предоставления социального обеспечения (в узком смысле этого термина), во-вторых, реализации права на социальное обеспечение и, в третьих, защиты нарушенного субъективного права на социальное обеспечение. При этом следует раскрыть признаки, позволяющие отграничить отношения по социальному обеспечению от других имущественных и процессуальных правоотношений: цель предоставления материальных благ, источник их финансирования, алиментарный характер и др.

В связи со сложившимися в юридической литературе различными мнениями по вопросу о методе права социального обеспечения он является одним из сложных в праве социального обеспечения России. Так, например, Е.Е. Мачульская называет метод права социального обеспечения методом «социальной алиментации», М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова - императивно-диспозитивным, выражающимся в сочетании предписания с дозволением, Р.И. Иванова отмечает такие признаки, присущие методу права социального обеспечения, как четкая правовая формализованность поведения сторон, отсутствие автоматического исполнения социальных обязательств, автономное равенство сторон, основанное на законе. В связи с отмеченным, необходимо раскрыть аргументы в защиту и опровержение каждой из имеющихся в юридической литературе точек зрения и высказать собственную позицию по вопросу. Кроме того, следует определить место права социального обеспечения в системе российского права, а также установить, является ли оно публичной или частной отраслью права.

При изучении принципов права социального обеспечения следует основываться на общетеоретических знаниях о понятии принципов права и правовых принципов, общеправовых принципах. Необходимо понимать, что принципы права социального обеспечения, их содержание, обусловлены политической и экономической системой государства. В науке права социального обеспечения высказываются различные мнения по поводу того, что следует относить к принципам соответствующей отрасли права. Раскрывая принципы права социального обеспечения, следует ссылаться на конституционные положения и предписания нормативных актов, регулирующих социальное обеспечение, из смысла которых вытекает тот или иной отраслевой принцип, целесообразно отметить практическое значение каждого принципа.

Характеризуя правоотношения по социальному обеспечению, необходимо раскрыть правовое положение его субъектов, определить объект и содержание юридической связи, установить основания возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей.

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются с одной стороны всегда физическое лицо (гражданин, иностранец, лицо без гражданства), обладающее право- и дееспособностью, а с другой стороны, государственный орган или по поручению государства иное лицо - внебюджетный фонд или работодатель. Следует определить момент наступления дееспособности физических лиц как участников правоотношений по социальному обеспечению, ее содержание. Необходимо знать точное название государственных и муниципальных органов, внебюджетных фондов, к компетенции которых относится предоставление социального обеспечения. Выявляя особенности правового положения внебюджетных фондов как субъектов социально-обеспечительных правоотношений, необходимо охарактеризовать не только права и обязанности соответствующих государственных учреждений, но и специфику их юридической ответственности.

Социально-обеспечительные правоотношения складываются по поводу предоставления определенного материального блага, выраженного в денежной или натуральной форме, за счет средств бюджетов различных уровней или средств внебюджетных фондов. Раскрывая виды материальных благ, следует определить цель предоставления каждого из них, его форму, а также наличие алиментарного характера.

Содержание правоотношений по социальному обеспечению различается в зависимости от их разновидности: материальные, процессуальные. К общим правам физического лица как субъекта такого правоотношения относится право требовать предоставления материального блага в установленном законом размере и в определенном порядке, а также совершения иных действий в целях реализации всех предоставленных законом возможностей. Обязаны физические лица предоставить достоверные и полные сведения для получения того или иного вида социального обеспечения. Указанным правам и обязанностям корреспондируют права и обязанности государственного органа (или иного уполномоченного лица), выступающего другой стороной правоотношения по социальному обеспечению.

Основанием возникновения социально-обеспечительных правоотношений является юридический состав (совокупность юридических фактов): во-первых, наступление в объективной реальности обстоятельства, с которым норма права связывает возникновение права на социальное обеспечение (например, установление инвалидности); во-вторых, волеизъявление физического лица (например, обращение с заявлением о назначении трудовой пенсии по инвалидности); в-третьих, издание акта уполномоченного лица о назначении социального обеспечения (например, решение территориального органа Пенсионного фонда РФ о назначении трудовой пенсии по инвалидности).

Учитывая, что в науке права социального обеспечения выделяются различные виды правоотношений по социальному обеспечению, следует привести критерии деления и практическое значение каждой классификации. Одной из распространенных классификаций является деление социально-обеспечительных правоотношений на материальные, процедурные (правоотношения по установлению юридического факта и назначению социального обеспечения) и процессуальные. Следует проанализировать каждый вид правоотношений из указанной классификации, определить критерий такого деления и обоснованность отграничения процедурных правоотношений от процессуальных.

Раскрывая источники права социального обеспечения России, следует определить понятие «источник права социального обеспечения», базируясь при этом на положения общей теории права, провести классификацию источников, обязательно называя критерий каждой классификации и ее практическое значение. При этом необходимо назвать основные федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, регулирующие социальное обеспечение, дать их общую характеристику.

Нужно учитывать, что вопросы социального обеспечения относятся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне урегулированы общественные отношения по предоставлению социального обеспечения большинству лиц, проживающих на территории Российской Федерации, например, трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий по обязательному социальному страхованию и пособий, предоставляемых за счет средств бюджета Российской Федерации, мер социальной поддержки инвалидов и лиц, пострадавших вследствие радиационных и техногенных катастроф.

К компетенции субъектов Российской Федерации относится предоставление социального обеспечения отдельным категориям лиц, например, ветеранам труда, гражданам, приравненным к ним, ветеранам Великой Отечественной войны - труженикам тыла, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.

При изучении источников такого института права социального обеспечения как обязательное социальное страхование, следует учитывать, что он регулируется также и нормами законодательства о налогах и сборах. Вследствие этого необходимо определить место как права социального обеспечения, так и налогового права в регулировании обязательного социального страхования.

Проблемным является вопрос об отраслевой принадлежности локальных актов о предоставлении социального обеспечения, например, положения о предоставлении дополнительного социального обеспечения работникам определенной организации за счет её собственных средств (доплаты к пенсии, пособия, не предусмотренные действующим законодательством). При разрешении указанного вопроса необходимо иметь ввиду особенности предмета не только права социального обеспечения, но и других отраслей российского права, в том числе, трудового права.

Усвоение источников права социального обеспечения не должно ограничиваться лишь нормами национального законодательства. Следует помнить, что общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В рамках изучаемого вопроса необходимо обратиться к таким международным актам как Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. Содружеством Независимых Государств также принято ряд соглашений по вопросам социального обеспечения, например, Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992.

Однако большинство международных конвенций по вопросам социального обеспечения не ратифицировано Российской Федерацией, в том числе Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения», принятая 28 июня 1952 года.
Ситуационные задачи и задания к занятию № 1:
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный университет» юридический факультет кафедра гражданского и предпринимательского права iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный педагогический университет» Кафедра английского языка
Они отражают требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования – специальность 050303...
Российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный университет» юридический факультет кафедра гражданского и предпринимательского права iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный университет» Социологический факультет Кафедра теории и технологии социальной работы
В сборнике представлены доклады участников международной заочной научно-практической конференции «Социальные реформы и социальная...
Российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный университет» юридический факультет кафедра гражданского и предпринимательского права iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный университет экономики и финансов» кафедра английского языка №3
Н. И. Черенкова, Н. М. Аверьянова, С. В. Алек- сеева, О. В. Бокий, Н. Ю. Бычковская, Н. В. Вавишина, О. В. Вессарт
Российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный университет» юридический факультет кафедра гражданского и предпринимательского права iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный университет» юридический факультет кафедра гражданского и предпринимательского права iconМинистерство образования и науки российской федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный университет» юридический факультет кафедра гражданского и предпринимательского права iconСборник научно-методических статей Чебоксары 2009 министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «чувашский государственный педагогический университет им.
...
Российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный университет» юридический факультет кафедра гражданского и предпринимательского права iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный университет» юридический факультет кафедра гражданского и предпринимательского права iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный университет» юридический факультет кафедра гражданского и предпринимательского права iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный университет экономики и финансов»
Большие и маленькие
Российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный университет» юридический факультет кафедра гражданского и предпринимательского права iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Дисциплина читается студентам 1-го курса бакалаврской программы отделения
Разместите кнопку на своём сайте:
recept.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©recept.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Recept