Главная страница

Поиск по названию:


Рабочая программа кружка «Юные скульпторы»




Скачать 132.33 Kb.
НазваниеРабочая программа кружка «Юные скульпторы»
Карпова Е В
Дата конвертации20.12.2012
Размер132.33 Kb.
ТипРабочая программа


Рабочая программа кружка «Юные скульпторы» для 2-А класса

МБОУ Гусинской СОШ Краснинского района Смоленской области

Класс: 1 А (2010-2011 уч.г), 2-А (2011-2012 уч.г)

Составитель: Карпова Е.В.

Период работы по данной программе: 2010-2012 учебный год.

Пояснительная записка

Программа предусматривает дополнительное образование детей в области декоративно-прикладного искусства.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Годовой цикл предусматривает в 1 классе 33часа (из расчета 1 занятие в неделю по 1 часу, учебный час 35 минут), во 2 классе -34 часа (из расчета 1 занятие в неделю по 1 часу, учебный час 45 минут), с сентября по май включительно. Занятия проводятся в учебном классе МБОУ Гусинской СОШ. Занятия распределены и выстроены в порядке увеличения сложности и объема работы. Весь курс состоит из взаимосвязанных тем. На изучение каждой темы отводится 1-3 занятия. Количество занятий зависит от объема и сложности работы.

С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.

Практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма.

Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.

Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, т.к. на кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с теми центрами головного мозга, которые влияют на речь человека.

Неоценимую помощь занятия лепкой могут оказать детям с заторможенным умственным развитием. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя.

Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них можно выделить основные, наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. «Домашние» дети, не посещавшие до школы детский сад, иногда имеют катастрофически низкий уровень сформированности навыков тонкой ручной моторики (рисование, лепка, вырезание из бумаги и прочее), поскольку родители не уделили этому аспекту развития должного внимания. Это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания младших школьников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

Но, к сожалению, в программах по технологии и изобразительной деятельности младших школьников лепке отводится совсем небольшое количество часов. Необходимо учесть, что в первые 4 года обучения в школе у детей окончательно формируются мелкие мышцы рук, идет интенсивное развитие речи, развиваются такие психические процессы как внимание, память, мышление. Причем ребенок, придя в 1 класс и владея лишь наглядно-образным, а кто-то и предметно-действенным образом мышления, уже к 4 классу должен уметь мыслить абстрактно. Именно уроки лепки имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук. Если на других уроках ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково развиваются обе руки. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, предпочтительно в работе с детьми использовать соленое тесто. Т.к. дети уже имели возможность работать с пластилином и глиной в детском саду, то освоить приемы лепки из соленого теста им будет не сложно.

Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:

  1. Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.

  2. Легко отмывается и не оставляет следов.

  3. Безопасно при попадании в рот.

  4. Не липнет к рукам при лепке.

  5. Можно сушить на воздухе.

  6. Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.

  7. Если покрыть лаком - сохранится на века.

  8. С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.




    1. Цель и задачи курса


Цель курса – общее развитие детей специфическими средствами, присущими данному курсу, эстетическое воспитание школьников и привитие им практических навыков.

Задачи курса:

  1. Познакомить учащихся с материалами и инструментами, используемыми при лепке, оборудованием рабочего места, основными приемами лепки, основами безопасного поведения во время работы.

  2. Совершенствовать навыки ручного труда средствами лепки.

  3. Развивать мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приемов.

  4. Развивать конструкторские способности, самостоятельное мышление, воображение, фантазию, устную речь.

  5. Формировать культуру личности ребенка во всех проявлениях.

  6. Приобщать детей к народному искусству.

  7. Воспитывать и развивать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, вызывать интерес к народным видам творчества

  8. Помочь детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

  9. Реализовывать духовные, эстетические и творческие способности детей.

  10. Учить планировать свою работу и доводить её до конца.

1.2. Основные принципы построения программы:

  • Посильности

  • Наглядности

  • Учёта возрастных особенностей детей.

  • Учёта интересов современного школьника.


1.3. Методы, формы и приёмы работы

На занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), сочетания их. Словесные методы – это рассказ, беседа. Рассказом руководитель начинает новую тему. К наглядным методам обучения относится демонстрация на занятиях различных схем, образцов, фотографий, иллюстраций. Демонстрацией руководитель сопровождает объяснение нового материала. Различные методы и дидактические приемы обучения используются на занятиях в разных сочетаниях, в зависимости от поставленных перед обучением задач. Основное место на занятиях отводится практической работе. Ведущим методом обучения является иллюстрированный рассказ руководителя.

Большое место на занятиях отводится инструктажу, который включает как словесные, так и практические методы обучения. Инструктаж применяется при обучении детей практическим видам деятельности. Используются разные виды инструктажа: вводный, текущий, заключительный, фронтальный, индивидуальный, групповой.

В организации занятий можно выделить следующие этапы работы:

1. Организационная часть.

2. Повторение пройденного.

3. Изложение нового материала.

4. Подготовка к практической работе.

5. Практическое выполнение задания.

6. Заключительная беседа. Подведение итогов.

7. Уборка рабочих мест.

Большая роль должна отводиться овладению обучающимися технологического мастерства, развитию у них художественного вкуса, творческого отношения к выполняемой работе. Надо, чтобы дети научились вносить в работу элементы фантазии, возможное разнообразие. Для развития творческих способностей следует использовать задания с творческим характером. Работы детей следует использовать в оформлении выставок.

2. Содержание

Глава 1. Лепка из солёного теста.

Набор материалов и инструментов. Рецепт солёного теста. Подготовка солёного теста. Скрепление деталей между собой. Хранение теста. Цветное тесто. Порядок работы.

Обработка изделий из солёного теста.

Создание фактуры поверхности. Глазурование изделий. Сушка, запекание, подрумянивание. Нанесение защитных составов. Лакирование изделий. Оформление и склейка.

Глава 2. Изделия из солёного теста.

Создание (пластическое решение) плоских и объемных форм. Лепка простых элементов. Лепка крупных деталей. Лепка птиц, животных, насекомых. Создание плоских изделий. Лепка объёмных деталей. Создание объёмных композиций. Лепка объёмных фигур с применением основы. Лепка праздничных сувениров. Декорирование плоских и объемных форм; конструирование (моделирование) объектов из соленого теста.

Календарно-тематическое планирование

кружка «Юные скульпторы» для 1-А класса (33часа)


п/п

Тема занятия

Дата

проведения

1 четверть (9 часов)

1

Вводное занятие. Безопасность работы.




2

Цветик-семицветик.




3

Подсолнухи.




4

Подсолнухи.




5

Бабочка-красавица.




6

Тарелка с незабудками.




7

Тарелка с незабудками.




8

Букет ромашек.




9

Букет ромашек.




2 четверть (7 часов)

10

Цветочная фантазия (тарелка).




11

Цветочная фантазия (тарелка).




12

Снежинка.




13

Рождественская ель.




14

Ёлочные игрушки.




15

Подсвечники.




16

Рождественский венок.




3 четверть (9 часов)

17

Ноготки.




18

Ноготки.




19

Корзина с цветами.




20

Корзина с цветами.




21

Корзина с цветами.




22

Клубника.




23

Клубника.




24

Розы в круглой форме.




25

Розы в круглой форме.




4 четверть (8 часов)

26

Букет роз (объём).




27

Букет роз (объём).




28

Маки.




29

Одуванчики.




30

Клевер.




31

Божья коровка.




32

Божья коровка.




33

Итоговое занятие. Выставка работ.





Календарно-тематическое планирование

кружка «Юные скульпторы» для 2-А класса (34часа)


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата


1

Вводное занятие. Безопасность работы. Материалы и инструменты.

1




2

Декоративная подкова

1




3- 4

Веселый чайник

2




5

Петушок и бобовое зернышко. Декоративный пряник

1




6-7

Веселая буренушка. Панно.

2




8-9

Золотая рыбка. Сувенир-подвеска.

2




10-11

Совушка-сова. Картина.

2




12-14

Веселая семейка. Декор. Панно.

3




15

Бабочка-красавица. Декоративный пряник.

1




16-19

Пасхальный сувенир «На прогулке».Коллективная работа

4




20, 21

Сувенир «Пес-Барбос»

2




22-25

Картина «Лилии»

4




26-28

Панно «Корзина с розами»

3




29-33

Картина «Букет ирисов»

5




34

Итоговое занятие. Выставка работ.

1




Итого:

34 часа


По окончании курса дети должны знать:

  1. Технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), особенности соленого теста.

  2. Приемы соединения деталей в поделках из соленого теста.

  3. Как работать самостоятельно с опорой на рисунок-план.

  4. Основные приемы лепки.

  5. Особенности соединения и сушки небольших вертикальных изделий, покрытия их лаком.

  6. Приемы использования подручных средств при работе с соленым тестом.

  7. Правила выполнения сборных конструкций из соленого теста.

  8. Последовательность изготовления картины из соленого теста; операции «склеивания» соленого теста; изготовление рамочек.

  9. Приемы разметки по тесту.

  10. Узор корзиночного плетения, прием витья из двух жгутиков.

По окончании курса дети должны уметь:

  1. Самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто.

  2. Соединять детали из соленого теста различными способами.

  3. Работать с опорой на рисунок.

  4. Применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т.д.

  5. Правильно оформлять и сушить изделие, покрывать его лаком.

  6. Использовать при изготовлении и оформлении поделки подручные средства.

  7. Собирать сборные конструкции из соленого теста.

  8. Изготовлять небольшую картину из соленого теста.

  9. Выполнять разметку теста с использованием различных приёмов.

  10. Выполнять узор корзиночного плетения, применять прием витья из двух жгутиков.

  11. Самостоятельно определять технологию изготовления поделки.

  12. Работать как под руководством учителя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения.

  13. Анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства.

  14. Творчески подходить к выполнению работы.

Учебно-методическое обеспечение


Для учителя:

  • Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СПб: Издательский Дом «Кристалл», 2001.

  • Кискальт Изольда. Соленое тесто. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

  • Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.: Педагогическое общество России, 2000.

  • Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.

  • Хананова И.Н. Солёное тесто Фантазии из муки, соли и воды М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006

  • Хоменко В.А. Солёное тесто Шаг за шагом. Харьков: Книжный клуб семейного досуга, 2007

  • При разработке программы использованы материалы учителя начальных классов Шамсрахмановой  У. К. Мини-спецкурс Художественная лепка из соленого теста http://area7.ru/metodic-material.php?2268, http://festival.1september.ru/articles/550269/


Похожие:

Рабочая программа кружка «Юные скульпторы» iconРабочая программа по русскому языку 6 класс
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов, определяющих содержание языкового образования
Рабочая программа кружка «Юные скульпторы» iconРабочая программа по английскому языку для 6 класса на 2011/2012 учебный год
Рабочая программа разработана на основании следующих документов
Рабочая программа кружка «Юные скульпторы» iconРабочая программа по английскому языку, 5 класс
...
Рабочая программа кружка «Юные скульпторы» iconРабочая программа по английскому языку, составлена на основе рекомендованной
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы...
Рабочая программа кружка «Юные скульпторы» iconРабочая программа для специального (коррекционного) обучения VIII вида Пояснительная записка рабочая программа основана на основе примерной программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл
Рабочая программа основана на основе примерной программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: /Под...
Рабочая программа кружка «Юные скульпторы» iconРабочая программа по предмету «Русский язык»
Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе стандарта начального общего образования по русскому языку, программы...
Рабочая программа кружка «Юные скульпторы» iconРабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями: -федерального компонента государственного стандарта общего образования второго поколения / Английский язык. Содержание образования., «Просвещение», 2012
Данная рабочая программа по английскому языку предназначена для обучающихся 6-х классов общеобразовательной школы, продолжающих изучение...
Рабочая программа кружка «Юные скульпторы» iconРабочая программа по информатике и икт 9 класс
Программа: Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы/составитель М. Н. Бородин. – М.: Бином. Лаборатория...
Рабочая программа кружка «Юные скульпторы» iconРабочая программа по английскому языку Ступень обучения (класс) общая 5-9 классы
Программа разработана на основе примерной программы среднего образования по иностранному языку
Рабочая программа кружка «Юные скульпторы» iconОсновная образовательная программа начального общего образования Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этике Пояснительная записка
Начальная школа [сост. Е. С. Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. —
Разместите кнопку на своём сайте:
recept.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©recept.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Recept